– Почему он упал?! В него попали всего четыре раза! («Бладшот»)
Сначала, по заветам Карнеги, о хорошем.
В первую очередь фильм хорош тем, что поставлен по известному первоисточнику – одноимённой серии комиксов, имеющей культовый статус и, насколько я знаю, самой коммерчески успешной среди серий издательства «Valiant comics». У режиссера довольно средней руки Зака Снайдера, к примеру, такой подбор оригиналов вообще главная составляющая успеха, будь в основе его творения знаменитый графический роман известного автора или прославленная киноэпопея.
Почему за основу взят именно такой сюжет, совершенно понятно. В какой-то момент создателям персонажа, выросшим на довольно детских в шестидесятые-семидесятые годы комиксах про Супермена, Бэтмена и Людей Х, смертельно надоело, что непобедимые сверхлюди и мутанты охотно верят на слово первому встречному доктору ксавье и прочим сплинтерам, – хотя идея о том, что на самом деле сверхлюдей вслепую используют для своих нужд большие дяди, просто напрашивается. Собственно, этим в основном и различаются комикс для детей, по двадцать пять центов за выпуск, и комикс современный: безграничной доверчивостью читателя. Алан Мур превратил беспонтовое детское чтиво в умную литературу для взрослых, а «Valiant comics» развили успех, создав «Бладшот».
В принципе, сюжет этого кина весьма близок к сюжету «Робота-полицейского». Если серия комиксов создавалась и не по мотивам «Робокопа», то явно под его влиянием. Крутой военный спецназовец Рэй Гаррисон (Вин Дизель) убит во время очередной операции. Могущественная частная корпорация, получив его тело для «бисчеловечных экспериментов» (тм), делает из него сверхчеловека – супергероя с нанороботами в крови, способными мгновенно восстанавливать тело хозяина после тяжелейших ранений (которые во время работы светятся, как новогодняя ёлка, что позволяет художникам делать впечатляющие символические кадры). Поэтому Гаррисона не выводят из строя даже выстрелы в упор. Соответственно, потерявший память о своём прошлом спецназовец-супергерой готов к дальнейшим тяжким подвигам на благо отчизны, а также к смертельной схватке с тем, кто отправил на тот свет его самого и его жену. Только быстро становится ясно, что и в корпорации далеко не всё ладно, и сам создатель использует своё изобретение не для самых благородных дел…
Как это часто бывает при переносе комиксов на экран, в фильме экранизирована только общая смягченная концепция и пара страничек из первоисточника. Так что если кто настроился на мясорубочное действо взрослого графического романа (мучительно похожего на недавнего «Логана»), где кишки бодро разлетались во все стороны, то лучше сразу отдохнуть от этой мысли. Фильм разрабатывался около десяти лет, и на пользу эта чехарда режиссеров, сценаристов и исполнителей главной роли определённо не пошла (вначале на роль Гаррисона вообще планировался Джокер из «Отряда самоубийц» Джаред Лето). Главным героем в итоге стал Вин Дизель – безотносительно ко всему остальному, человек невеликого актёрского дарования, который на своём месте смотрится разве что в «Форсаже». Продюсеры «Бладшота», кстати, также являются продюсерами «Форсажа», так что здесь всё в порядке. Пять минут, полёт нормальный.
«Бладшот» («Кровавая вспышка»), замечу, не является здесь именем героя, как в комиксе, это название происходящего (и франшизы). Впрочем, ещё со времен безымянного чудовища Франкенштейна название франшизы часто становится именем главному действующему лицу. Тут ещё можно вспомнить, что «омен» – вовсе не имя антихриста, но «дурное знамение» по-латыни, а героя «Робокопа», как называется фигурирующий в фильме научный проект, зовут Мёрфи, и Робокопом его в картине никто не величает.
Героя нашей ленты зовут Рэй Гаррисон, и таковым он остается до самого конца. Однако его имя не случайно с самого начала: это определенно аллюзия на Рэя Брэдбери и Гарри Гаррисона, великих американских фантастов. Только ради всего святого, не говорите мне, будто создателю комикса, человеку определенно культурному, такое имя пришло в голову совершенно случайно и он ничего не имел в виду.
Едва ли на современном этапе западной мегатолерантности я удивлю кого-либо, упомянув, что за смуглого Вина Дизеля впрягаются девушка-мексиканка и чёрный браза, который изображает суперкрутого айтишника, но ведёт себя при этом как дешёвый рэпер из подворотни (судя по функциям персонажа, изначально это еврейский доктор Кюретич из комикса). В финале он даже надевает на шею толстенную голду, чтобы уже были охвачены вообще все предрассудки о распальцованных, передвигающихся вприсядку в ритме рэпа американских неграх. Вот если у прогрессивного Кэмерона во втором «Терминаторе» есть движущийся в сторону гениальности чернокожий учёный, так он и похож на учёного, а не на сявку из чёрного братства тюрьмы Сан-Франциско. Здесь же вот так. О времена, о нравы.
В то же время абсолютно все отрицательные персонажи – белые, поджарые и маскулинные европеоиды. Потому что фу таким быть. Привыкайте, как было мудро сказано по этому поводу в «Симпсонах». По-другому в ближайшее время не будет – пока в Штатах идеология толерантности важнее всего остального.
Сторонники политкорректности имеют наглость утверждать, что тот, кто говорит, будто у него есть друзья других полов и рас – расист и шовинист уже на том основании, что он вообще различает полы и расы, а не видит всех одинаковыми, невзирая ни на какие различия. При этом создателям подобных фильмов различать расовые и гендерные градации можно и нужно, это вполне позитивно. Учение политкорректности всесильно, потому что оно верно.
Герои комиксовой серии «Бладшот», напомню, омерзительно белые. Я знаю, знаю, мне уже много раз говорили, что смуглые актеры гораздо лучше сыграют этих героев, потому что в Америке смотрят исключительно на актёрские таланты, а у не-белых исполнителей они априори и безусловно выше, чем у белых. Но если честно, от такого большевистского лицемерия уже несколько подташнивает.
Как уже однажды было сказано мною по сходному поводу, в этом комиксе чёрные и креолы появляются в небольшом количестве и только потому, что они в Америке действительно есть. Я был в Штатах неоднократно и готов признать, что примерно так расовый состав США и выглядит. Но в кино позитивный чёрный должен присутствовать непременно – хоть тушкой, хоть чучелком. Это же совсем другое дело, как говорят в таких случаях наши демократические друзья.
Не знаю, насколько прибыльным окажется этот фильм – всё в нем уже многократно отыграно, многократно отработано, много раз видено и слышано нами, в том числе и в недавних неудачниках проката. Разве что Вин Дизель, вступивший уже в пору осени патриарха, привлечёт дополнительную аудиторию, хотя и вряд ли. Чудится мне тут серьёзный коммерческий провал, зрителю просто не за что и не за кого зацепиться, будь то герой, которому приятно сопереживать, или эффектные сюжетные ходы. Однако я – плохой пророк: многие ленты, показавшиеся мне на диво любопытными, с треском провалились, многие фильмы, показавшиеся мне полным гуано, собрали неплохую кассу. Поэтому ванговать не стану. Но пахнет, нестерпимо пахнет жутким коммерческим провалом.
Да, друзья, которые становятся лютыми врагами, и враги, которые становятся вынужденными друзьями, всегда вызывают у публики самую живую заинтересованность, это азы драматургии. Но Вин Дизель не слишком умеет драму, ему не веришь с самого начала. Скажем, тема матёрого спецназовца, который в одиночку осуществляет операцию по спасению заложников – ну, что за вздор, честное слово. Опытного бойца, который забыл свое имя, но не забыл всё остальное, такая ситуация должна была не на шутку насторожить с самого начала.
С главным героем у зрителя вообще не возникает никакой химии – ни симпатии, ни ненависти. Не исключено, что так происходит из-за того, что понемногу про восставшего из мёртвых Гаррисона выясняется море интересного – в частности, об убийствах им невинных людей, в которых герой, конечно, не виноват, но сопереживать ему при таких условиях уже сложновато. В комиксе Бладшот так вообще оставляет за спиной многочисленные трупы женщин и детей, случайно оказавшихся на его пути. Впрочем, даже несмотря на отсутствие такого в фильме, химии всё равно не возникает с самого начала, и кого в этом следует винить – режиссёра, сценаристов или исполнителя главной роли – трудно сказать. В целом фильм не удался особо ни в художественном, ни в коммерческом плане.
И да, у железобетонного Вина Дизеля, с трудом изображающего эмоции, имеется опыт очень громких коммерческих провалов. Как это делается, он в принципе знает.
P.S. Данную статью я писал в момент выхода фильма в российский прокат для журнала "Фицрой". Тогда коммерческие перспективы "Бладшота" еще не были вполне ясны. Теперь же всё очевидно: как я и полагал, фильм не только не собрал кассы, но даже не окупил бюджета - заработано 33 миллиона долларов в мировом прокате (жалкие 12 в американском), при бюджете в 45 миллионов.