Найти в Дзене
Вещь

Почему эта реклама меня преследует? Какие уловки используют маркетологи

Оглавление

— Похоже реклама теперь нас не только прослушивает через телефоны, но и читает наши мысли, - сообщает недавно коллега, тоже автор на Дзене. — Проехала несколько минут назад магазин ткани, остановилась, открываю интернет, а там реклама этого магазина. Как они узнали?

Перед тем, как уйти из журналистики, я довольно плотно изучала интернет-рекламу, потому что наше СМИ активно работало на этом рынке, и я знаю многие уловки маркетологов. Уверяю вас, что нет в этом ничего страшного, хотя и поражает тот объем данных, который о нас собирают мобильные операторы, банки и интернет-браузеры.

1. "Я как-то искала в интернете ванну, теперь она везде меня преследует."

Когда вы заходите в интернет, браузер — Яндекс или Гугл предлагаем вам зарегистрироваться. И начинает собирать о вас массу информации — историю поисковых запросов, пароли, просмотренные сайты, музыкальные предпочтения и прочее. Кроме того, они знают ваш IP-адрес и даже местонахождение. Благодаря этим данным, они начинают понимать, какую рекламу вам можно показывать.

Если вы зайдете в Crome в свой аккаунт, далее — Данные и конфиденциальность, потом - Настройки рекламных предпочтений, то увидите там тот портрет, который вам нарисовал браузер. Ваш возраст, интересы, в том числе местоположение, даже наличие детей!

Скрин из браузера Crome
Скрин из браузера Crome

Поэтому если вы искали ванну, но не купили, то вас будет "догонять" реклама. Эта называется ретаргетинг. От английского target - цель. То есть показывать всем жителям города ванну не надо, ведь не все находятся в поиске, и это бессмысленная трата рекламных денег. А вот настраивать объявление тем, кто недавно искал стройматериалы или интересовался сантехникой — так больше шансов продать товар. А если вы зашли в интернет-магазин, но не купили товар, то вас будут "дожимать", напоминая о не купленной ванне.

Помимо этого есть еще и возможности разных сайтов отслеживать ваши интересы, действия, частоту заходов и т. д. В том числе этим активно занимаются социальные сети.

Настройка целевой аудитории Вконтакте
Настройка целевой аудитории Вконтакте

Есть рекламные агентства, которые тоже на основе соцсетей собирают данные аудитории для рекламы. Моя приятельница работает в одной из них таргетологом. Рассказывает, что к примеру, как-то был запрос — собрать базу данных фермеров. Но ведь далеко не все в соцсетях указывает свою профессию или место работы. И вот они провернули целую исследовательскую работу, чтобы по разным параметрам найти в соцсетях тысячи фермеров, которым после показывали рекламу. А те видимо, думали: надо же только задумался купить комбайн, а его нате, и мне в интернете показывают. Как они догадались?

2. Bigdata — большие базы данных

Банкам и мобильным операторам известно о нас тоже немало. Финансисты знают, сколько мы тратим, а связисты фактически отслеживают наши маршруты, ведь это сотовая связь, и телефоны привязываются к ближайшим вышкам сотовой связи (это довольно грубо, но общий принцип таков). У них такая информация хранится не в персонализированном виде, мол "Зинаида Петровна пошла на рынок", а в виде больших баз данных. Но благодаря им небольшие магазинчики у дома могут настраивать рекламу только на жителей ближайшего микрорайона.

Более того, несколько лет назад одна из социальных сетей, которая сейчас в России признана экстремистской, подключала ресурс, который показывал, кто из друзей сейчас находится рядом в вами (к примеру, в округе 100 километров). Было забавно узнать во время отпуска на Бали, фактически в другом полушарии, в десяти тысячах километров от дома, что кто-то из моих сетевых друзей тоже был рядом. Именно благодаря такому геотаргетингу нам и показывают рекламу магазина, который мы несколько минут назад увидели в окно своего автомобиля.

Но почему не соседний гастроном? Просто оператор обезличенных данных обнаружил пересечение: местонахождение и ваши интересы и поэтому выдал эту рекламу.

3. Они правда нас подслушивают?

"Поговорила с подругой по телефоны, рассказала о своих планах - купить новую ванну. Захожу в интернет, а там мне рекламу соответствующую показывают. Телефон подслушивает?"

Скажу честно, про подслушивание мне неизвестно, я не знаю таких технологий. Но вот что интересно, есть такой термин — селективное внимание. Это когда, к примеру, вам понравилась какая-то музыка, вы ее послушали дома несколько раз, а потом она стала постоянно попадаться, то в магазине зазвучит, то с чужого телефона донесется, то в рекламе или еще где-нибудь.

Это вовсе не значит, что она вас преследует. Она и раньше звучала, просто вы ее не замечали или не придавали значения. Мы находимся в большом информационном потоке. И многие вещи мы пропускаем мимо, не задерживая своего внимания на этом. Но когда что-то нас заботит, к примеру, нам срочно нужна новая ванна, то мы начинаем видеть эту информацию, выцеплять ее из общего потока. Либо мы обсуждаем с приятелем, не замечая что раньше, задержали взгляд на рекламном объявлении в интернете или еще каким-то образом выдали свой интерес, зачастую неосознанно для себя.