Пандемия остановила производство и нарушила логистические цепочки. Результатом стал дефицит потребительских товаров и рост их стоимости. Не успел мир восстановиться после ковидных потрясений, грянула война на Украине. Она так же обладает глобальным воздействием. Только теперь дорожают энергоресурсы, сырьё и продовольствие, т.е. основа экономики и жизнедеятельности.
Для обеспечения экономической и продовольственной безопасности страны вынуждены переосмыслить глобализацию. На протяжении последних сорока лет было выгодно переносить производство в азиатские страны из-за соображений увеличении прибыли за счёт уменьшения издержек. Теперь данный подход не работает.
Диана Койл, профессор Кембриджа и бывший советник Министерства финансов Великобритании, отмечает, что в нынешних условиях необходимо снижать зависимость от зарубежных производителей. Т.е. ннужно переносить производство обратно в развитые страны или в регионы, к которым они относятся. Это, во-первых, позволит контролировать технологический процесс; во-вторых, снизит риск возникновения логистических трудностей. Однако Д. Койл фиксирует, что в ближайшей перспективе это вряд ли возможно сделать.
Другими словами, предлагается выстраивать регион-экономики, которые будут самодостаточными, критически не зависящими от кого-либо. Если производство со временем возможно вернуть обратно, то с обеспечением продовольственной и энергетической безопасностью возникают проблемы. У стран Запада просто нет этих ресурсов, поэтому в любом случае придётся опираться на внешние рынки.
Это одна из слабых точек на которую нужно воздействовать. Собственно, это и делается. При этом, представляется, что пока ещё задействованы не все рычаги давления. В частности, продолжаются практически бесперебойные поставки энергоресурсов и сырья.