Урок: чтение
Тема. Дифференциация звуков [р]- [л]
Цель: закрепление умения различать звуки [р]- [л] по акустическим и артикуляционным признакам в составе слогов и слов, соотносить звуки с буквами.
Задачи:
-формировать навык правильного, осмысленного чтения, -совершенствовать функции фонематического слуха;
- слушать и понимать речь своих товарищей, уметь вести диалог;
- формировать положительное отношение к школе и учебной деятельности.
Ход урока
Организационный момент
- Прозвенел звонок для нас-
Поработаем сейчас!
Звуки будем говорить,
Слушать их внимательно!
Знаки – буквы же писать
Правильно, старательно!
- Ребята, какой сейчас урок?
Актуализация темы урока
-Во время урока вы должны быть внимательными, дружными, отвечать громко и правильно подняв руку. За правильные ответы и активную работу – будете получать яблочки, и вешать их на дерево «Успеха».
-А теперь попробуйте отгадать две загадки и если вы их отгадаете, то узнаете тему урока.
1. Я живу в реке и в море,
Плаваю там на просторе.
Хорошо ли я живу,
Никому не расскажу. (Рыба)
-Рассмотрите картинку.
- Назовите, кто это? (рыба)
-Какой первый звук в слове «рыба»?
2. Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост-краса,
Кто же это? (лиса)
-Какой первый звук в слове «лиса»?
Объявление темы и целей урока
-Правильно, и сегодня будем работать с этими звуками.
-Тема нашего урока «Звуки и буквы [р] [л]»
- На уроке будем учиться: правильно произносить звуки [р] [л], различать их, а также продолжим учиться читать слоги, слова, предложения с буквами р, л.
Артикуляционная гимнастика
-Чтобы красиво и правильно говорить, надо выполнять специальные упражнения для губ и языка.
Улыбнёмся как « Лягушки». -В улыбке растянуть рот;
А теперь мы добрый «Слон». -Губы сложить трубочкой;
Тянем губы прямо к ушкам, -В улыбке растянуть рот;
А теперь водичку пьём. -Губы сложить трубочкой;
«Жеребята» прибежали, -Присосать язык к нёбу, щёлкать медленно, сильно
Ох, как сильно мы устали! -Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу;
Сейчас немного отдохнём
И в футбол играть начнём -Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щеку.
Раздаётся вдруг сигнал У-У-У
Я знакомых увидал. А-А-А
Работа над темой урока
Выделение звука [р] и его характеристика.
-Посмотрите на картинку
-Кто это?
-Как рычит тигр?
-Произнесём звук [р] хором р-р-р-р-р.
-Дайте характеристику звуку [р]. Звук [р] согласный, звонкий.
Связь звука с буквой
-Какими буквами обозначается звук [р]. Звук [р] обозначается большой и маленькой буквой р.
-Найдите и обведите синим кружком буквы р на листе.
-Сколько букв нашли?
Выделение звука [л] и его характеристика.
-Послушайте стишок, определить, какой звук чаще всего звучит.
Лом ломает толстый лёд
Лом ломать не устаёт. (Звук Л)
-Произнесем звук [л] хором л-л-л-л.
-Дайте характеристику звуку [л]. Звук [л] согласный, звонкий.
Связь звука с буквой
-Какими буквами обозначается звук [л]. Звук [л] обозначается большой и маленькой буквой л.
-Найдите и обведите зелёным кружком буквы л на листе.
Молодцы!
Работа по развитию фонематического слуха
Игра «Слушай внимательно»
Я буду произносить звуки [р], [л], а вы услышав звук [Р] будете поднимать руки вверх, а услышав звук [Л] вниз:
Р – Р – Л – Р – Л – Л – Р – Л
в слогах:
РА – ЛУ – РО – АЛ – УР – ЫЛ
Чтение слогов с буквами р, л.
Ла-ла-ла — девочка спала.
Ло-ло-ло — у сосны дупло.
Лу-лу-лу — дайте мне пилу.
Лы-лы-лы — чистые полы.
Ра-ра-ра — снежная гора.
Ро-ро-ро — новое перо.
Ру-ру-ру — ягод соберу.
Ры-ры-ры — вьются комары.
Физкультминутка
Выделение звука [р] [л] в словах.
-Назови место в словах, где слышим звук [р]?
Рак, персик, повар.
-Назови место в словах, где слышим звук [л]?
Лодка, иголка, дятел.
-Сравни пары слов
Рама- лама
Лак-рак
Малина- Марина
Разминка для мелкой моторики
«Рубим-рубим мы капусту»
Работа с букварём
- Какие буквы встречают вас на странице букваря? Чтение слогов, слов с одним слогом, затем с двумя слогами.
Чтение текста на стр. 111.
- Что делала Рита? Рита шила халат.
- Что делала Лара? Лара вышивала листики.
- Что делала Зина? Зина пришивала карман.
- Как зовут девочек? Рита, Лара, Зина.
Закрепление.
- А сейчас повторим буквы, которые живут в красном домике. Стр. 112.
- Сколько букв мы прочитали? 5 букв.
- Почему они живут в красном домике? Потому что они – гласные.
- Как мы произносим гласные буквы? Без преград.
- Повторим буквы, проживающие в синем домике.
- Почему они живут в синем домике? Потому что они – согласные.
- Как мы произносим согласные буквы? Воздух при выдыхании встречает преграды.
- Какие преграды встречает воздух при выдыхании? Губы, зубы, язык.