Найти в Дзене

5 психологических ловушек для инвестора

Специалисты Центра исследования финансовых технологий и цифровой экономики, созданного Московской школой управления «Сколково» и РЭШ, классифицировали типы психологических искажений и вывели более 20 связанных с ними моделей поведения. Кандидат психологических наук и доцент департамента психологии НИУ ВШЭ Наталья Антонова и РБК Инвестиции отобрали пять наиболее распространенных эффектов и ближе взглянули на их природу.

1. Стадный эффект

Повседневность: подверженность влиянию действий большинства.

Фондовый рынок: инвесторы склонны действовать, полагаясь на решения остальных участников рынка.

Британский экономист Д.Кейнс предполагал, что долгосрочные инвесторы не склонны идти против рынка. По его мнению, инвесторы редко принимают решения на основе собственных знаний и убеждений, опасаясь, что такое поведение принесет вред их репутации. Профессор Гарвардской школы бизнеса Д.Шарфштейн в своей работе «Стадное поведение и инвестиции» описал, как вели себя финансовые менеджеры перед наступлением «черного понедельника» в США в 1987 году. До наступления этого обвала профессионалы говорили, что рынок перегрет, активы переоценены и торгуются намного дороже справедливого уровня. По их мнению, цены в скором времени должны были снизиться, а не продолжать расти. Но они сами не торопились продавать эти активы. С одной стороны, боялись продать слишком рано, чтобы их не посчитали глупцами, которые упустили прибыль. С другой стороны, в случае коррекции, будет проще смириться с неудачей — от коррекции пострадают все вокруг. В итоге в конце октября 1987 года им пришлось подсчитывать потери, которых могло и не быть.

2. Эффект доступности

Повседневность: решения принимаются на основе наиболее ярких элементов информации — например, недавний запоминающийся опыт или статья.

Фондовый рынок: инвесторы покупают акции наиболее известных компаний, так как количество знаний и информации о таких компаниях больше.

На фондовом рынке это явление заключается в стремлении инвесторов принимать свои личные мотивы и знания за существующую реальность рынка. Знания участников рынка могут не отражать реальную ситуацию, но инвесторы часто считают свою позицию объективной и доверяют своему опыту. Влиянию данного эффекта подвержены те инвесторы, которые покупают акции известных компаний, поскольку новости о них чаще публикуются в СМИ.

3. Эффект владения

Повседневность: склонность высоко оценивать объект, которым человек давно владеет.

Фондовый рынок: инвесторы не готовы вовремя продать акции компании, которыми давно владеют.

Например, акции телекоммуникационной компании AT&T выросли на 993.78% с января 1984-го по конец 1998 года и увеличили состояние своих инвесторов более чем в 10 раз. Начиная с 1999 года бумаги компании потеряли около половины своей стоимости на фоне ухудшения финансовых показателей и усиления конкурентов на рынке. Тем инвесторам, которые держат акции AT&T с 1984 года, на сегодняшний день удалось заработать более 400%, но продать эти бумаги им будет психологически трудно, поскольку они держали их значительный период своей жизни.

4. Замещение награды

Повседневность: сложнее придерживаться долгосрочных целей, поскольку они находятся слишком далеко в будущем.

Фондовый рынок: участники рынка более склонны к спекуляциям, чем к долгосрочным вложениям, поскольку долгосрочная цель кажется недостижимой.

Склонность участников рынка к спекуляциям связана с так называемым эффектом замещения награды, поскольку инвесторам легче предвидеть краткосрочный результат вложений, нежели прибыль на горизонте следующих 20–30 лет.

5. Эффект предрасположенности

Повседневность: нежелание расставаться с ненужными вещами, думая, что они когда-нибудь пригодятся.

Фондовый рынок: стремление инвесторов продолжать удерживать активы, которые упали в цене, и продавать подорожавшие активы.

Согласно теории американских психологов Канемана и Тверски, когда человеку предоставляется два равных варианта выбора, один из которых предполагает возможную выгоду, а другой возможные потери, он с большей вероятностью выберет первый, даже если оба варианта принесут один и тот же экономический результат. Например, получение $500 будет таким же результатом, как получение $1000 с последующей потерей $500, однако люди чаще выбирают первый вариант.

Люди склонны не мириться с потерями, а пытаться взять реванш. Это же происходит, например, в случае с азартными играми, когда проигравший не выходит из игры, а пытается отыграться, теряя все.

Можно ли избежать или контролировать влияние этих психологических эффектов?

Согласно экспертам, все когнитивные искажения слабо осознаются человеком, поэтому невозможно избежать их полностью. Однако, при определенной практике, можно научиться отслеживать проявление вышеописанных эффектов и переключать работу мышления.

Читайте также

НРД под санкциями ЕС

______________________

Больше информации вы найдете в нашем официальном аккаунте:

Бесплатный Telegram - канал Дмитрия Котегова, CFA и Василия Белокрылецкого для начинающих и практикующих инвесторов @aabeta