Урок: математика
Тема: Число и цифра 5
Цель: Знакомство с числом и цифрой 5. Определение места числа 5 в числовом ряду.
Задачи:
-познакомить с образованием числа 5 и цифрой 5; научить писать цифру 5;
- развивать и корригировать навыки устного счета, внимание, мышление, мелкую моторику;
- воспитывать аккуратность при письме в тетрадях.
Ход урока
Организационный момент.
Прозвенел для всех звонок
Начинаем мы урок.
- Руки? “Вместе!”
- Ноги? “На месте!”
- Локти? “У края!”
- Спина? “Прямая!”
А сейчас я хочу, узнать с каким настроением вы начинаете урок.
Все удобнее садитесь,
Не шумите, не вертитесь.
Всё внимательно считайте,
А спрошу вас – отвечайте.
Вам условие понятно?
Это слышать мне приятно.
Математика нас ждет,
Начинаем устный счет.
Устный счёт.
Считаем «Расставить числа на свои места» Сосчитать вверх по лесенке и вниз.
1. Нарисовать лесенку. На ступеньках написать числа от 1 до 5 снизу вверх.
1. - назовите предыдущее 2,4;
следующее за 3,2;
соседи числа 2, 1, 3;
число, стоящее между числами 2 и 4, 0 и 2.
2. Покажите столько пальцев, число которых обозначает цифра 3, 2, 4.
3. Покажите цифру, обозначающую число предметов, которые я показала – 2,1,4,3. (Уберите всё.)
Физкультминутка.
Сообщение новой темы
- Ребята, посчитайте, сколько пальцев у нас на руке?(5)
- Посмотрите на лесенку и скажите, какого числа не хватает на ступеньке? (5). Поставьте число пять на ступеньку.
- Как вы думаете, какая тема нашего урока?
- Что мы должны научиться делать на уроке? (даются первые слова, а дети должны закончить предложение)
- Познакомиться с числом и цифрой пять.
- Определить место в числовом ряду.
- Научиться писать цифру пять.
Знакомство с новой темой
К белочке в гости пришли зайка, мишутка и волчонок (выставляются на доску животные, а дети на столах выкладывают квадратики, изображающие животных). Белочка накрывает на стол, ставит чашки (выставляются 4 чашки напротив каждого животного, дети раскладывают напротив квадратиков кружки).
- Всем ли хватило чашек? (Всем хватило)
- Сколько зверей? (Четыре)
- Сколько чашек? (Четыре)
- По сколько зверей и чашек? (По четыре)
- Как сказать по- другому? (Одинаково, поровну)
- К Белочке в гости пришёл Лисенок. (На доске выставляется игрушка, дети на столах выкладывают еще один квадратик).
- На сколько увеличилось число зверей? (На один)
- Сколько их стало? (Пять)
- Чего или кого больше (меньше)?
- Всем ли теперь хватает чашек? (Нет, не всем)
- Как сделать поровну? (Добавить одну чашку) (выполняется действие, проговаривается его выполнение).
- Сколько у нас зверей? (Пять)
- Сколько стало чашек? (Пять)
- Как получили число пять? (К 4 прибавили 1, получили 5).
- Лисенок пил чай, и вдруг прилетела муха. Она вправо полетела, потом влево, вверх, вниз. (Повторить несколько раз).
- Лисенок пил чай, к нему пришли четыре гостя (выставляется одна чашка). Сколько чашек Лисенок должен поставить для гостей? (Четыре чашки) (действие с индивидуальными карточками)
- Сколько чашек было? (Одна)
- Сколько чашек добавил Лисенок? (Четыре)
- Сколько чашек стало? (Пять)
- Как в этом случае получили число пять? (К1 прибавили 4, получили 5). Чтобы получить число пять, нужно к 4 прибавить 1 или к 1 прибавить 4.
Физкультминутка.
Дети выполняют прыжки, одновременно проговаривая цифры от 1 до 5, от 5 до 1.
Закрепление новых знаний.
Закрой ненужные цифры. (Нарисовано 4 прямоугольника с различным количеством предметов посуды (от 1 до 5, например, 4 кастрюли, 5 чайников, 2 тарелки, 3 блюдца). Под каждым прямоугольником цифры от 1 до 5).
Работа в тетрадях.
На доске демонстрационная цифра 5. Чтение стихотворения.
А потом пошла плясать
По бумаге цифра 5,
Руку вправо протянула,
Ножку круто изогнула.
Дети имитируют соответствующие движения. Затем выкладывают цифру 5 из счётных палочек.
-Я тетрадочку открою
И как надо положу,
Я от вас, друзья, не скрою
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
- В тетради найдите рабочую строку, где вы будете писать цифру 5
Итог урока.
- Чему учились на уроке:
Познакомились…..
Определили…….
Научились……..
- Что было для вас на уроке трудным (сложным)?
- Что было лёгким?