Найти тему
Что такое кино?

Классика кино. Почему стоит посмотреть «Таксист» 1976?

Фильм «Таксист» талантливого режиссера Мартина Скорсезе пропитан духом и атмосферой Америки 70-х годов. Музыка, специально написанная к фильму, и реалистичные съемки ночного города, органично вплетены в сюжет и усиливают впечатление от просмотра.

Таксист (Taxi Driver, 1976)
Таксист (Taxi Driver, 1976)

Съёмки фильма проходили в Нью-Йорке в те дни, когда на город обрушилась небывалая жара, а сборщики мусора объявили забастовку. Американская ассоциация кинокомпаний отказывалась выпустить на широкий экран фильм из-за запредельного, по меркам того времени, насилия в сцене кровавой перестрелки в борделе. В итоге Скорсезе пришлось перевести сцену в монохром: в этой версии кровь не так бросалась в глаза. Американская премьера состоялась 8 февраля 1976 года.

Чтобы нарисовать картину инфернального ночного Нью-Йорка с нотками нуара, со смазанными влажными огнями на чернильном фоне, оператору приходилось часами кататься по городу. Уличная жизнь показана в замедлительном ритме, что подчёркивает обострённость его восприятия, а оружие, которое приобретает главный герой, освещено и снято также с точки зрения его субъективного восприятия.

Теперь перейдем к сюжету. Главный герой, двадцатишестилетний Трэвис, ветеран Вьетнамской войны. Страдает расстройством психики. Имеет проблемы со сном и работает таксистом, исключительно в ночное время. Ему все равно «куда ехать и кого везти». Вначале он не понимает своего предназначения, нет целей и стремлений. Поскольку живет один, то личное он доверяет своему дневнику. Вообще, в картине шикарно проработана линия одиночества. Несмотря на многочисленные сцены общения главного героя с пассажирами, случайными прохожими, сослуживцами — зрителя не покидает отражение грусти и пустоты в его глазах.

-2

Каждую ночь он наблюдает за ночным городом и как деградирует общество. Когда «по ночам выползает всякая мразь: шлюхи, сутенеры, воры, голубые, бродяги, наркоманы. Больные и порочные», Трэвис чувствует личную ответственность за происходящее, но не понимает, как он может это изменить.

Чтобы заполнить пустоту в себе, Трэвис пытается завести отношения с молодой женщиной по имени Бэтси. Красивая и ухоженная девушка Бетси, работающая в предвыборном штабе сенатора Палантайна — воплощение всего, чего не хватает Трэвису: благополучия, любви, душевного и физического комфорта. Возможно, именно потому Трэвиса так к ней потянуло, но первые же шаги оборачиваются провалом: обнаруживается, что социальные коды Трэвиса и Бетси не совпадают. Трэвис не понимает, как нужно обращаться с девушкой, Бетси отталкивают его необразованность и та простота, которая и впрямь хуже воровства. Неудача с Бетси дает понять зрителю, что каким скверным не является мир, в котором живет Трэвис, подлинный источник его проблем — не снаружи, а внутри. Позже он к ней врывается в офис.

-3

Трэвис продемонстрировал не совсем адекватное и противоречивое поведение. Но на протяжении всего фильма, зрителю дают понять, что он намного адекватнее тех, кто хорошо адаптировался в обществе и не имеет психологических проблем. В противовес главному герою показан человек, который выследил жену и наблюдал за ней из окон такси Трэвиса. Он насмешливо-спокойно рассказывал ошарашенному таксисту, как будет убивать свою жену: выстрелом в лицо или между ног. «Загляденье! По-твоему, я сумасшедший»? Этот вопрос адресован скорее зрителю. Чтобы он оценил поступок нормального, социализированного человека. Ведь парадокс в том, что в экстремальной ситуации, нормальный может совершить то, что испугает даже психически нездорового человека.

Одним из ключевых моментов стала встреча с Айрис, малолетней проституткой, которая случайно села к нему в такси. Вся грязь, мерзость и навозная яма, о которой говорил главный герой, на протяжении всего фильма, локализовалась в этой встрече.

-4

Разрешение конфликта, который назрел к финалу, вполне уместно. Трэвис прекрасно понимал, что кроме него, Айрис никто не поможет, а просто уйти ей не позволят. Не задумываясь о смерти, приобретя оружие, он ворвался в бордель, перебил сутенеров и клиентов и освободил девочку. Сделав это не для известности или славы, он стал настоящим героем, хотя и раненым.

В финале фильма все возвращается на круги своя: Трэвис дальше продолжает работать в такси, коллеги дальше треплются ни о чем, Бетси дальше в шоколаде, а Палантайн — в большой политике. Разве что Айрис вернулась к родителям, да о Трэвисе написали в газетах. Судя по выражению лица, подобное окончание «бунта против общества» его более чем устраивает. И здесь мы подходим к ответу на вопрос о смысле фильма.

Как и любой великий фильм, «Таксист» имеет множество смысловых пластов, и каждый зритель может найти в нем что-то для себя. Одна из наиболее очевидных идей фильма — это то, что от себя сбежать невозможно, и если ты хочешь изменить мир, попробуй для начала не изменить, а хотя бы понять себя. Трэвис весь фильм мечется внутри замкнутого круга не потому, что американское общество погрязло в пороке и коррупции — хотя в этом есть доля правды. Этот круг очерчен его характером, его внутренними проблемами и психологической незрелостью, и потому кого бы он не убил, он в итоге окажется на своем привычном месте.

Образ созданный Робертом Де Ниро, стал одним из самых великих кинообразов в истории кино. Фантастическое погружение в роль великим актером, позволило не только нам, зрителям, прочувствовать всю трагедийность и тупиковость ситуации, погружаясь в ночное чистилище вместе с Трэвисом Бинклем на его такси. Оно помогло режиссеру и автору сценария высказаться на волнующие темы, показав именно то, что они хотели, и именно с той степенью достоверности и глубины как было необходимо.

-5

Воспевая отточенно темную, неромантическую красоту и поэтику ночных улиц Нью-Йорка, Скорсезе показал себя величайшим постановщиком. Его режиссура вдохновенна и искусна. Он мастерски управляет своими персонажами, позволяя в нужной мере раскрыться каждому из них. Среди несомненных плюсов картины также следует выделить превосходную атмосферную операторскую работу Майкла Чепмена, которая становится для каждого зрителя проводником в мир ночного грязного города, стоящего на грани, отделяющей его от бездны.

Таксист - это великий фильм, характерный не столько своими внешними визуальными атрибутами, сколько внутренней борьбой и метафоричной трансформацией Трэвиса Бинкла в оружие социального возмездия. Потрясающая режиссерская работа Мартина Скорсезе и выдающаяся игра Роберта Де Ниро, заставляют не только поверить в разворачивающиеся на экране события, но и пережить их словно ты - их участник. Данный фильм стал символ второй половины семидесятых. Лента Скорсезе вошла в список 100 лучших американских фильмов по опросу American Film Institute. Также как и хичкоковский композитор-оскароносец Бернард Хёррманн великолепно выразил драму одиночества через блюз. Трэвис Бикл – стал одним из величайших антигероев кинематографа.