В рамках деловой сессии «Цифровая трансформация бизнеса. Курс на импортозамещение и кибербезопасность», организованной «Коммерсантъ Юг», Тимур Рзаев, директор практики «Цифровые технологии» Strategy Partners, рассказал, с какими трудностями сегодня сталкиваются компании из-за прекращения лицензий и поддержки западного ПО, и разобрал основные сценарии развития для отечественных компаний как в случае продолжения работы с западным ПО, так и при полном прекращении.
В начале марта четыре крупных поставщика программного обеспечения — EPAM, Oracle, Microsoft и SAP — объявили об уходе с российского рынка. Услугами этих компаний пользовались крупнейшие российские частные и государственные корпорации. Возможно, в ближайшем будущем аннулируются и другие ИТ-лицензии. Кроме того, не исключены и проблемы с оборудованием — во всяком случае, к этому стоит быть готовыми.
В условиях нарастающего санкционного давления перед компаниями особенно остро встают вопросы нивелирования рисков, если обслуживание прекратится полностью.
Тимур Рзаев отметил, что сегодня можно выделить 5 ключевых проблем, которые побуждают отечественные компании к активному обсуждению вопросов импортозамещения:
- Непрерывность бизнес-процессов. Риск связан с остановкой производства и простоем, в течение которого компании будут терять деньги.
- Размытие ценностного предложения. Из-за потери доступа к ПО теряются преимущества перед конкурентами или падает качество услуг, к которому привыкли клиенты компании.
- Потеря управляемости и контроля над бизнес-процессом. Утрата инструментов контроля, которые помогали руководящему составу принимать оперативные решения.
- Производительность труда и эффективность. Процессы, которые были хорошо автоматизированы, в новых условиях могут требовать дополнительных временных и финансовых затрат.
- Устойчивость к развитию и росту. Выбор определенного ПО для компании связан с определенным прогнозом роста и развития. Если бизнес лишается возможности прогнозировать рост, это на какой-то период времени существенно ограничивает его развитие.
Как только на горизонте возникает одна из перечисленных проблем, ИТ-команда должна ответить на три ключевых вопроса.
- Сколько нужно выделить «вчера» на риски поддержания непрерывности бизнеса?
Чтобы найти ответ на этот вопрос, важно построить диалог в компании, который будет опираться на факты и личную ответственность руководителей ИТ. При этом ресурсоемкая подготовка управленческих развилок лежит на стороне CIO/CDTO.
Важно отметить, что реакция на риски и выбор соответствующей стратегии должны базироваться на количественной и качественной оценке ситуации и предлагаемых решений.
- Второй вопрос, на который следует ответить, — какое снижение рисков приносит каждый следующий вложенный рубль?
Сейчас все компании находятся в сложной ситуации и ресурсы нужны на все направления сразу, поэтому важно расставить приоритеты. Для этого следует разработать понятную, структурированную методологию и решить оптимизационную задачу по расчету рисков и стоимости, чтобы не отвлекать лишние ресурсы компании от других важных дел.
- И третий вопрос, на который компании уже сейчас должны знать ответ, — это каков общий план на случай «судного дня».
Под «судным днем» мы подразумеваем момент, когда какой-либо модуль прекратит работать, поддержка работать не будет, и из-за этого бизнес-процесс полностью остановится.
На случай такого развития событий важно не только предварительно рассчитать план работы по технологический части, но и провести идеологическую подготовку персонала и найти источники финансирования для решения возможных материальных проблем.
Цифровой аудит в текущих условиях
Сегодня для решения задач импортозамещения к ИТ и цифровому аудиту, помимо базовой части, которая включает оценку функциональной работы предприятия (бизнес-приложения, базовое ПО, ERP+, производство, рабочие места, инфраструктура), следует добавить 5 новых направлений анализа:
● шанс реализации риска;
● класс проблемы;
● техническая возможность замены;
● события/триггеры для принятия управленческого решения;
● затраты на план «судного дня».
Сценарии управления рисками импортозамещения
План управления рисками импортозамещения будет отличаться от решения и возможности компании сохранить западное ПО.
Как управлять рисками, если вы хотите сохранить ПО:
- Разговаривайте с поставщиками на высоком уровне, при этом разделите риски поставок, курса и санкций. Затем проработайте рамочные соглашения, альтернативы, запасную логистику. Особенно важно правильно выстраивать дискуссию — для этого следует подготовить единые формулировки по чувствительным темам.
- Инвестируйте в превентивные решения. В первую очередь следует организовать штатную команду разработки, по возможности заранее купить дополнительные бессрочные лицензии и отказаться от подписок на определенный период времени. Если есть возможность, расширьте тестовый стенд для проверки обновлений. Скорее всего, следующее обновление не полностью отключит систему, но может внести неполадки в интеграцию, которые вы не сможете устранить самостоятельно, без службы поддержки.
- Критически относитесь к развитию ПО, которое находится под риском: оцените существующие планы по развитию функциональности, особенно по переходу с Legacy-систем. Подготовьте на уровне архитектуры новые функции в системах, которые продолжают работу в России.
Если вы намерены заменить ПО, то правильнее начать с актуализации бизнес-требований, целевой архитектуры. В первую очередь следует:
● составить актуальный список решений, доступных на российском рынке, и сопоставить его с картой бизнес-требований, приоритетов, понять, какие решения закрывают потребность;
● сформировать целевую архитектуру с учетом приоритетов.
На втором этапе важно провести Beauty contest с участием бизнеса и ИТ-архитекторов:
● структурировать встречи с поставщиками российских решений: продукт, команда, компания;
● вовлекать функции на раннем этапе обсуждений.
Необходимо лично контролировать точки невозврата:
● синхронизировать этапы контрактов с контрольными точками;
● обсудить в деталях с бизнесом план перехода по элементам инфраструктуры, требования к переходному периоду.
Рекомендации к процессу замены ПО
1. План по реализации решений о замене ПО должен быть разработан не больше чем за две недели. К концу второй недели в компании должен быть сформирован первый план, в котором будут указаны действия, обеспечивающие непрерывность бизнеса. Если для вашей команды темп неподъемный, привлекайте внешних подрядчиков.
2. Выбор руководителя бизнес-направления — весьма ответственная задача. Для определения приоритетов и управления переходом на новое ПО нужен человек, который понимает все бизнес-процессы компании. При этом физически у него должно быть достаточно времени на проработку вопроса.
3. Не стоит упускать возможности по получению господдержки. Сегодня действуют более 8 активных программ господдержки цифровой трансформации и импортозамещения. Программы предусматривают много преимуществ: компенсацию ключевой ставки, гранты до 300 млн руб. и прочие возможности.
4. Важно выстроить процесс коммуникации с командой: определить свою позицию, сообщить, куда компания собирается двигаться, обозначить серьезность намерений и целей. Важно ввести жесткий контроль исполнения поручений, основанный на связи с системами OKR/KPI.