На прошлой неделе Центробанк заявил, что инфляция в России к началу июня снизилась до 17% в годовом выражении. При том, что еще в апреле ее оценивали в 17,8%. Изменение показателя в меньшую сторону объясняется очень просто: в конце февраля - начале марта россияне сметали с полок некоторые товары. Но потом ажиотаж прошел, и цены на них начали снижаться.
По оценкам того же Центробанка, к концу года инфляция в стране может и вовсе снизиться до 14%. Примерно на том же уровне показатель был в 2008 (13,28%) и в 2002 (15,06%) годах.
Конечно, такая инфляция ощутимо бьет по нашим кошелькам и в целом сказывается на уровне жизни. Но все познается в сравнении.
Вот топ-10 стран с самой высокой инфляцией в мире. От таких цифр просто приходишь в ужас.
1. Венесуэла — 1198%
2. Судан — 340%
3. Ливан — 201%
4. Сирия — 139%
5. Турция — 73,5%
6. Суринам — 63,3%
7. Зимбабве — 60,7%
8. Аргентина — 51,2%
9. Иран — 35,2%
10. Эфиопия — 33%
Что случилось в Венесуэле?
То, что происходит в Венесуэле - уже не просто инфляция, а гиперинфляция. Началась она еще в 2014 году, когда резко упали цены на нефть.
Венесуэла очень плотно сидит на нефтяной игле. Вместо того, чтобы развивать собственную промышленность и сельское хозяйство, страна уже не один десяток лет качает нефть, продает ее за рубеж и закупает импортные товары.
Бюджет Венесуэлы на 70% зависит от нефти. Соответственно, когда цены на "черное золото" рухнули со $110 до $29 за баррель, казна недополучила огромные объемы денег. И чтобы хоть как-то выполнить свои обязательства, правительство включило печатный станок.
За несколько лет венесуэльский боливар превратился в пыль. Осенью прошлого года в стране провели деноминацию. Старые деньги с шестью нулями обменяли на новые. Но усмирить безудержную инфляцию это пока не помогло.
С причинами инфляции в Судане и Сирии тоже все понятно - эти страны измучены гражданскими войнами. В Ливане же разразился тяжелейший за 170 лет экономический кризис. Страну "добивают" постоянная политическая неразбериха, гигантский госдолг, всепоглощающая коррупция и кумовство. Но что случилось с казалось бы благополучной Турцией, где инфляция в мае достигла 73,5 процентов?
Турецкий парадокс
Причиной этому большинство экономистов считают нестандартные экономические взгляды президента Эрдогана, которые идут наперекор всей классической теории финансов и кредита. За последние 2,5 года он уволил трех директоров Центрального банка страны, несогласных с его странной политикой.
Эрдоган считает, что при высокой инфляции надо снижать ключевую ставку (хотя во всем мире поступают наоборот), потому что это приведет к дешевым кредитам, увеличению рабочих мест и росту экспорта.
Так с марта по декабрь прошлого года ключевая ставка турецкого ЦБ снизилась с 19 до 14 процентов. При этом турецкая лира обесценилась по отношению к доллару в 2,5 раза - с 7,43 до 18,37 лиры за доллар.
Как ни странно, при такой инфляции экономика Турции продолжает расти. Так, во втором квартале коронавирусного 2021 года ВВП страны увеличился на рекордные 21,7%. А в 2020-ом, когда курорты были закрыты из-за пандемии, экономика Турции выросла на 1,8%, в то время как в России сократилась на 3%.
В ближайшее время расскажем о самых популярных схемах кражи денег с банковских карт среди российских мошенников. Подпишитесь на наш канал, чтобы не пропустить другие интересные публикации.