Лови топор! Типа-историческое рубилово от Netflix.
(Vikings: Valhalla, 2022; сериал, 1 сезон +)
А ну-ка хватит прохлаждаться, товарищи поклонники культового сериала "Викинги" (2013-2020) Майкла Хёрста! Или вы думали, что два года назад он закрыл эту тему и отчалил на покой?
Ага - ишь, размечтались!
Как бы не так!
Желая "продолжения банкета", Хёрст призвал себе в соратники нехилого дедушку Джеба Стюарта, сценариста такой классики Голливуда, как "Крепкий орешек", "Левиафан", "Тюряга", "Другие 48 часов" и "Беглец". После чего, казалось бы, этому "танцполу" предстояло быть взорванным во второй раз, с куда большей силой, и начхать на поговорку про невозможность дважды войти в одну и ту же реку...
Ан нет - поговорку эту тоже сочинили отнюдь не глупые люди.
Если у нее и бывали исключения, то не в случае Хёрста и Стюарта. Которые, при всём их неоспоримом таланте и старании, а также достойном бюджете их нового проекта, переплюнуть первых "Викингов" не смогли. Потому что либо забыли, чем именно полюбился оригинальный сериал его поклонникам, либо, что вероятнее, ударились в творческие эксперименты, оказавшиеся в итоге неудачными.
Вернее, это были не столько эксперименты, сколько попытка расширить охват зрительской аудитории. И понравиться тем, кому оригинал показался излишне современным: жестким, натуралистичным, грязным и брутальным. То есть - зрителям "в годах", выросшим на романтичных и "чистеньких" картинах о Средневековье. Начиная от "Викингов" с Кирком Дугласом (1958) и заканчивая "Робином Гудом - принцем воров" и "Первым рыцарем" (1991, 1995).
И нет, я вовсе не говорю, что эти фильмы плохие. Напротив, все они замечательные, а также общепризнанные столпы, иконы и классика жанра.
Вот только ориентирование на них "Викингов" Хёрста было явно ошибочной стратегией. И здесь мы наблюдаем не только процентное снижение количества грязищи и кровищи в кадре - если бы всё ими и ограничилось! Увы, но "огламуривание" - иного слова не подобрать, - коснулось у Хёрста/Стюарта абсолютно всего. В том числе самой мякотки: истории, характеров персонажей и диалогов - главная причина для негодования поклонников "викингского" шестисезонья.
Хотите сложных, неоднозначных героев, у которых хватает и чисто человеческих чувств, и кровожадных тараканов в головах? Забудьте. Теперь они четко делятся на хорошистов и плохишей, без малейшей эволюции их характеров за все 8 эпизодов. Почти как в той же "Балладе о доблестном рыцаре Айвенго", разве что песни Высоцкого здесь не звучат (а жаль, кстати - вписались бы, как родные).
И даже если кто-то из героев вдруг покажется вам человеком с возможными сюрпризами, будьте уверены, ничего сногсшибательного он все равно не отчебучит. И каким был в начале сезона, таким и помрет, либо перейдет во второй. Ну разве что далее с ним случится "вот-это-поворот", но тут, как говорится, бабушка еще надвое сказала, где раки свистят и зимуют.
Диалоги в "Викингах: Вальхалле" - логичное звукоизвержение примитивных местных персонажей. То бишь - мелодраматический надрыв и пафосная банальщина в духе "Ибо мы с тобой, брат, ВИКИНГИ, дети битвы, любимцы Одина, пожинающие славу, идущие в Вальхаллу, воспеваемые скальдами, обдуваемые северными ветрами, хранимые духами предков" и бла-бла-бла в том же патетическом духе.
Хотите за пять минут составить исчерпывающее мнение о звуковой дорожке сериала - просто послушайте, к примеру, любую из песен нашей группы Sleeping Woodland (в плане конкретно музыки очень неплохой в своем жанре, к слову).
Прослушали? Что ж, можете считать, что вы ознакомились с 90% местных диалогов и монологов, чье смысловое наполнение фактически то же самое.
Сюжет...
Ну, кое-какое разнообразие событий, героев и их судеб в нем есть - все же не абы кто работал над сценарием. Хотя в принципе первый сезон "Вальхаллы" можно описать одним предложением: "В начале 11 века н. э., через 100 лет после истории "Викингов", на север Европы приплывает из Гренландии Лейф Эрикссон с сестрой Фрейдис (реальные исторические персонажи) и друзьями - и айда искать приключения на свои отмороженные зады и головы".
Приключения эти снова классические, "вальхалльные" - боевой поход на Лондон и междоусобная война с фанатиками-христианами из числа викингов. Ничего сложного и навороченного, зато снято красиво, дорого и разнообразно. И кабы не фотомодельная внешность большинства героев с их стильными бородами и прическами из барбершопа, всё это могло бы выглядеть вовсе не так лубочно, а гораздо суровее и жизненнее.
Кстати, а что там с "повесточкой"?
Разумеется, не забыта.
Как вам знаменитый исторический персонаж ярл Хакон Эйрикссон (998 - 1029), который с легкой руки творцов сериала превратился... в толстую негритянку, предводительницу спецназа нордических "амазонок"?
Как сказал бы им гоголевский Вий: "Блин, опустите мне веки и зашейте их для гарантии - видеть вас больше не могу!".
***
В общем, если вам почудилось, что это был ругательный обзор, то на самом деле это не совсем так.
Дабы вынести в финале объективное суждение, резюмирую следующее: если вам по нраву псевдо-исторические полуромантические боевики наподобие "Короля Артура", "Гладиатора", "Трои" или "Робина Гуда" - можете смело садиться и смотреть "Викингов: Вальхаллу". По духу она им близка, да и сделана довольно крупнобюджетно.
Однако, если вы любитель средневекового натурализма и "жестких" персонажей, как в первых "Викингах" Хёрста, а также в "Плоти и крови", "Имени розы", "Железном рыцаре", "Жанне Д'Арк" Бессона или в сериале "Рим", тогда, боюсь, новый сериал Хёрста/Стюарта покажется вам чересчур глянцевым, пафосным и мелодраматичным.
Засим всё, извольте раскланяться. Полагаю, дальнейший свой выбор в пользу или не в пользу "Викингов: Вальхаллы" вы сделаете уже без моей подсказки.