Найти тему
6000 миль до Голливуда

Элементарно, Адсон! Шон Коннери в одном из лучших средневековых детективов.

("Имя розы", Der Name der Rose, 1986, Германия и др.)

"Жизнь надо прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы", - говаривал писатель Островский.
"А кино по известной книге надо снять так, чтобы ее автору, наоборот, стало мучительно больно от частого фейспалма"...
...Нет, конечно, режиссер Жан-Жак Анно ничего подобного не говаривал. Однако именно так у него почему-то с
"Именем розы" и вышло.

- Не, Кристианчик, чует моя легендарная лысина: не будет из тебя в 21 веке актерского толку...
- Не, Кристианчик, чует моя легендарная лысина: не будет из тебя в 21 веке актерского толку...

Но самое досадное для Жан-Жака было то, что обиделся на него автор книги "Имя Розы" Умберто Эко, по сути, ни за что. Да и как обиделся - зверски! Так, что с той поры аж наотрез запретил экранизировать свои произведения и был верен этому принципу до самой своей смерти в 2016-м. После чего спустя два года вышел-таки наконец сериал по его книге. И снова - экая ирония! - по "Имени розы", где главную роль монаха Уильяма Баскервильского сыграл Джон Туртурро.

Между тем кроме самого синьора Эко и наиболее одиозных его поклонников остальная зрительская общественность отнеслась к "Имени розы" Анно тепло и по-дружески. И в данном случае была права именно она, ведь понять Жан-Жака в этой ситуации тоже можно.
Действительно, ну кому была бы нужна сложная, перенасыщенная смыслами и отсылками - под стать лит. первоисточнику, - киноистория? А, превратив ее в красивый, стильный и понятный абсолютно всем детектив, Анно преуспел везде. То есть картина и денег в прокате неплохо заработала, и фестивальных наград в Европе насшибала, и классикой 80-х стала, и список лучших ролей у Шона Коннери пополнила, и стартовый пинок в большое кино 17-летнему Кристиану Слейтеру дала...
Разве что Слейтер пролетел на этом ускорении (с регулярным подпиныванием другими) всего полтора десятка лет, но и то неплохо. Многим небесталанным актерам-салагам в ту пору даже близко так не везло.

Короче говоря, сегодня "Имя розы" Анно выглядит как почти идеальная адаптация для широких народных масс толстого умного романа европейского классика. Включая и тех зрителей, кто вовсе не читает книг. Причем в фильме даже нет батальных сцен, что для коммерчески успешных фильмов о Средневековье чрезвычайная редкость, не сказать феномен.

Художник Жиль Е́рмо-Дельторофф. "Юность Хеллбоя". Холст, экспрессия, мясо птицы.
Художник Жиль Е́рмо-Дельторофф. "Юность Хеллбоя". Холст, экспрессия, мясо птицы.

Действие "Имени розы" - далее речь только о фильме, - вообще почти не выходит за стены затерянного где-то в итальянских Альпах, монастыря-крепости. Где в 1327 году смертность среди монахов от несчастных случаев вдруг подскочила так, что в пору было телеграфировать Шерлоку Холмсу или Эркюлю Пуаро. Но поскольку до их "телеграфной" эпохи было еще чересчур далеко, а расследование требовалось безотлагательное, в монастырь был вызван другой сыщик. Он же - бывший инквизиционный дознаватель, а ныне мудрый монах-францисканец Уильям Баскервильский (Коннери). И не один, а со своим "доктором Ватсоном" - молодым послушником, которого даже звали подозрительно схоже - Адсон (Слейтер).

А далее, как в породистом, уважающем себя детективе, сыщиков ждет новая череда загадочных убийств и лихих "следственных" приключений. Только не в чопорном аристократическом антураже, а в настоящем брутальном Средневековье. Причем снятым по меркам 80-х довольно жестко и откровенно: с грязюкой, кровищей, обнаженкой, навозом, антигламурными нефотогеничными лицами, гнилыми зубами, оспинами, копотью, монастырскими сквозняками и прочим "натурализмом". Не так, разумеется, антисанитарно, как это будет в приснопамятном "Трудно быть богом" Германа, а примерно как в "ровеснике" "Имени розы" - "Плоти и крови" Верховена. Ну или, может быть, чуть "погрязнее".

И причин "не верить" Анно в этом плане нет - судя по авторитетному списку консультантов, что надзирали на съемках буквально за всем: от общей "историчности", архитектуры и религиозных ритуалов до правдоподобия средневековых рукописей, одежды, геральдики и даже, блин, поведения (так уж заявлено). И, конечно, Коннери со Слейтером спелись колоритным, запоминающимся дуэтом. Правда, лишь благодаря харизме сэра Шона, рядом с которым Криститан явно немного тушуется. Но поскольку у него и роль такая - наивно-юношеская, - то всё в порядке, так явно и было задумано.

Нет, конечно, это не я подрисовал на скриншоте фломастером вон к той горе замок.  Таковы, уж извините, спецэффекты среднебюджетного кино 80-х.
Нет, конечно, это не я подрисовал на скриншоте фломастером вон к той горе замок. Таковы, уж извините, спецэффекты среднебюджетного кино 80-х.

***

В общем, наряду с вышеупомянутыми "Плотью и кровью", "Имя розы" тоже по сей день если и устарело технически, то не настолько, чтобы его пересмотр больше не радовал. Тем более, что "морально" и во всём остальном оно не устарело уж точно - более того, выглядит гораздо правдоподобнее большинства современных картин про "типа-средневековье".
Иными словами, - именно та киноклассика, что не будет мучить вас скукой и заумностью. А будет она радовать вас интереснейшим сюжетом, мрачно-художественной атмосферой и крутыми актерами. А также, вы не поверите, драйвом, хотя, казалось бы, где монастырская жизнь 14 века, а где драйв?
Тем не менее, если не верите - возьмите и проверьте, благо, в Сети есть прекрасно оцифрованная версия фильма в разном дубляже. Разе что, увы, идеальной озвучки я, сколько ни искал, так и не нашел, вдобавок они сильно разнятся по тех. качеству.

Трейлер фильма (возрастной рейтинг 16+):