(Jeanne d'Arc, 1999, Франция)
Желание мсье Бессона заочно бросить в 99-м вызов "Храброму сердцу" сэра Гибсона обернулось для первого, увы, разгромом. В их кинотеатральной баталии закованные в латы, шевалье Карла VII не сдержали натиск вымазанных синькой, шотландских горцев. И уковыляли с поля брани хоть в строю и при знамёнах, но с пустыми карманами и практически без наград.
При том, что в техническом плане "Жанна Д'Арк" снята не хуже гибсоновского эпика, прогадал Бессон в другом.
А именно: не тому историческому персонажу он посвятил картину. Уж коли ты мастрячишь блокбастер, то хошь не хошь, а учитывай "хотелки" массового зрителя. А что тому перво-наперво надо? Правильно: герои, которых легко понять и которым можно сопереживать. То есть в кино обязательно должны быть любовь, месть, дружба, борьба за свободу/справедливость и романтика. И, конечно, страдания - но тоже романтичные, без излишнего натурализма.
Однако что же мы видим у Люка Бессона?
А видим мы у него неадекватную героиню-фанатичку, полфильма бьющуюся в припадках и воюющую с легионами демонов у себя в голове. Тогда как наивный зритель спешил в кинотеатр на очередную рыцарскую балладу, и не подозревая, что ему с размаха расквасят нос военно-политической драмой с философско-психологическим уклоном. Без малейшей романтики и лирики, ибо не до них сейчас неврастеничке Жанне - Столетняя война на дворе!
Естественно, что после этого обломанный зритель шмыгал кровоточащим носом и долго ругался.
Как бы то ни было, но у меня на полке с дисками "Жанна Д'Арк" Бессона соседствует с "Храбрым сердцем", "Гладиатором" и "Царством небесным" безо всякого стеснения. Да и пересматривается не менее часто.
Скажу больше: как человек, интересовавшийся в свое время историей Инквизиции, я считаю на данный момент эту киноверсию Орлеанской Девы единственно правильной. Поскольку Люк выставил её именно такой, какой она и могла быть - без романтизма и прочих мелодраматических финтифлюшек. Теми, что обвешивали Жанну прочие экранизаторы её биографии, и которые идут ей, как корове седло.
Полноте, да откуда в ней возьмутся-то благородство и возвышенность? Обычная крестьянка, чья богобоязненность и ненависть к англичанам обрели форму маниакальной одержимости. Не знаю, правдива или нет завязка фильма, где они убивают старшую сестру Жанны и надругаются над нею. Но даже если это выдумка, у французских крестьян в ту пору хватало других причин люто ненавидеть захватчиков.
Немудрено, что бьющаяся в припадках фанатичка дошла в итоге "до степеней известных". Суеверный люд и поныне возносит разновсяческих пророков и блаженных, а в ту пору это и вовсе было в порядке вещей. Популярность же в народе - великая сила! Так что грех было Карлу VII не воспользоваться моментом и не направить неуемную энергию девушки в нужное русло: воодушевлять на битву деморализованную затянувшейся войной армию.
И не прогадал! Допинг сработал. На его подпитке был одержан ряд славных побед, но когда пришёл черед разруливать политику не полководцами, а дипломатами, тут Жанна с её кровожадной англофобией стала не только бесполезна, но и вредна. Посему пардон-муа: сами мы тебя убирать с политической арены, конечно, не станем, но, благо, есть те, кто сделает это за нас с большой охотой, ибо сама напросилась.
Вот такую грязную и откровенно не трубадурную историю повествует нам нам Люк Бессон, разбавляя её высокохудожественными глюками мадемуазель Жанны. А также проблесками в ней сомнений насчёт выбранного пути и разговорами с "выдуманным другом", блестяще сыгранным Дастином Хоффманом.
Самая мякотка картины, это, безусловно, её вторая треть. Та, где Бессон разыгрывает перед нами Столетнюю войну в присущем ему, жестоко-ироничном ключе. Впрочем, спокойные, первая и последняя трети фильма тоже удались на славу. Правда, они и встали поперек горла у массового зрителя. Который явно заскучал на глюках Жанны, даже несмотря на то, что они терзали бедняжку под великолепную музыку Эрика Серра.
И как не отметить вниманием 24-летнюю Милу Йовович, которая отыграла на одних голых нервах аж два с половиной часа. Разве только киноакадемики оценили это в итоге номинацией на "Золотую малину", однако, как по мне, фанатичка из Милы получилась именно та, что надо - дёрганая, крикливая и откровенно несимпатичная.
***
В общем, при изначально правильном настрое на фильм, который не чешет вам пузико героическим романтизмом, "Жанна Д'Арк" воспринимается очень даже вкусно и нажористо. Главное, помнить, что хулиганистый Бессон - это не Ридли Скотт, и он горазд не только трепать вам нервы, но топтаться на ваших чувствах. Причём делает он это не грубо, а с французской галантностью, чем ещё больше выбешивает некоторых особо ранимых снобов от мира кино.