(2004, США)
Думал сперва написать сей обзор я гекзаметром древним,
Но передумал. Просто мне лень ниэпически долго работать.
Да и негоже косить под Гомера, являясь хреновым поэтом...
***
Короче говоря, шутка юмора со стихоплётством не удалась - "ниасилил". Чего нельзя сказать о режиссере Вольфганге Петерсене, который, стряся с продюсеров кучку бабла в размере 175 млн. $, показал Гомеру, как выглядят его истории в начале 21 века, если их переформатировать из скучного текста в весёлые движущиеся картинки.
Конечно, нам неведомо, что ответил бы на эту дерзость Гомер, но благодарный зритель по такому случаю не стал жмотиться. И, раскошелившись, накупил билетов в кинотеатры примерно на ту же сумму, какую он четырьмя годами ранее истратил на "Гладиатора" Ридли Скотта. Что, правда, в случае с "Троей" выглядело уже меньшим достижением, ведь ее бюджет был почти на 70% жирнее "гладиаторского". Но, как бы то ни было, в список голливудских лузеров она не попала и репутацию Вольфгангу не попортила.
Хотя, безусловно, есть в "Трое" вещи, с которыми Гомер вряд ли согласился бы. Во-первых, производители движущихся картинок из Голливуда повыкидывали из этой истории всех богов. Нам-то понятно, с какой целью. Затем чтобы не отягощать и без того масштабное кинополотно дурацкой мистикой, без которой его сценарная механика и так превосходно работает. А вот простил бы такое надругательство над чувствами верующих в Зевса и Аполлона древний грек, тут еще его греческая бабушка надвое сказала.
Во-вторых, авторы картины не стали по-гомеровски растягивать Троянскую войну аж на десять лет. Ради пущего драйва они утрамбовали ее в скромные несколько месяцев (и то, если вести отсчет с момента похищения Елены Парисом). И, в-третьих, что тоже заставило бы Гомера рвать на себе волосы, так это дюже вольные перетасовка и трактовка описанных им в "Илиаде" событий. А также заимствования не только из "соседней" "Одиссеи", но и из многих других тогдашних источников. От чего все нынешние историки, знатоки древней литературы и прочие "заклепочники", которым не посчастливилось узреть "Трою", оскорбились до глубины души. И выкатили ей такой список претензий, что его объем превзошел здешний сценарий раза этак в три.
И вот, после всего вышесказанного, самое время поставить вопрос ребром: а кому еще кроме растревоженного духа Гомера и его занудно-скучных фанатов поплохело от того, что Вольфганг Петерсен перекроил эту сказку на новый лад? Или что, поэма про богов и людей, чей сиквел "Одиссея" и вовсе являет собой голимое фэнтези, претендует на какую-то историческую достоверность? По-моему, кроме этой жалкой кучки недовольных больше ни один человек в мире не пострадал от "Трои" морально. Особенно те, кто и раньше не читал эту велеречивую мифологическую тягомотину даже в русском переводе, и в будущем вряд ли станет ее читать.
Так что и Гомер, и прочие брюзги в данном случае идут лесом. Тем более, что у "Трои" есть горы своих уникальных достоинств, начиная от батального размаха и зрелищности, коих не было ни в "Храбром сердце", ни в "Гладиаторе", и заканчивая невероятной игрой Питера О’Тула (царь Приам). Которому, видимо, забыли сказать, что он снимается в псевдоисторическом мелодрамном боевике, а не в древнегреческой трагедии. И который отыграл настолько мастерски, насколько в этой картине кроме него даже вполсилы никто не напрягался.
***
В общем, не прошло и трёх тысяч лет, как эта легендарная сказка про самую эпическую в мире разборку из-за неверной жены была-таки экранизирована Голливудом. Причем с таким бюджетом, которого в эпоху Гектора и Ахиллеса хватило бы, наверное, не на одну Троянскую войну. А ведь после махрового трешака под названием "Самолёт президента" (1997) поклонники Вольфганга Петерсена едва не поставили на нём большой и жирный крест, даром что потом он всё же реабилитировался перед ними со своим "Идеальным штормом". К счастью для всех - кроме, естественно, гомерофилов, - в историческом батальном кино этот мужик разбирался гораздо лучше, чем в "крепко-орешечных" боевиках. Что красноречиво и продемонстрировал в "Трое". И чего, видимо, уже не продемонстрирует, так как, по всем признакам, ушел наконец-то в свои 77 лет на заслуженный отдых, оставив античную тему на растерзание новомодным стилистам вроде Зака Снайдера с его "300 спартанцами" или острякам-зубоскалам вроде Брэтта Рэтнера с его "Гераклом".