(Gladiator, 2000, США)
Учитывая, что предыдущую историческую картину Ридли Скотта "1492: Завоевание рая" (1992) постиг чудовищный кассовый провал, а жанр "пеплум" в конце 20 века не подавал признаков жизни, надо ли уточнят, каким финансовым рискам подвергали себя продюсеры "Гладиатора"? Как бы то ни было, в него отважились вбухать 104 млн. $, а затем ещё и на маркетинг отслюнявили 42 миллиона - нехилая для той поры ставка. Которая, как известно, не только не сгорела, но и сотворила чудо, завалив создателей фильма и деньгами, и наградами, включая наивысшие. После чего статус классики современного кино "Гладиатор" получил уже автоматически. И попутно дал ободряющего пинка историческому кинематографу, благодаря чему тот был на подъеме почти всё последующее десятилетие.
Также фильм удерживает неофициальное звание самого дорогостоящего кинотроллинга знатоков античной истории. И, судя по тому, что проклятия в адрес "Гладиатора" слышны и поныне, ридли-скоттский троллинг удался на славу. Особенно - в плане коверканья биографий знаменитых древнеримлян, над которыми здесь глумятся изощрённее всего.
Хотя начинается эта история довольно близко к тексту: 180 год нашей эры, император Марк Аврелий гоняет косматых германцев по лесам где-то на территории современной Австрии. Войсками римлян командует испанец Максимус Децим Меридий, которого все кличут - тут наши историки делают первый фейспалм, - на французский манер генералом. При том, что до появления этого звания в армии оставалось ещё веков 15, если я не ошибаюсь.
Далее Максимус выигрывает для Марка Аврелия войну, и император посвящает его в свои грядущие политические планы.
- Хочу, - говорит, - понимаешь, сделать Рим снова демократической республикой. А поскольку сам я уже дряхл, значит, тебе, моему самому верному служаке, этими пертурбациями и заниматься. Понял, да?
- Как не понять, - горестно вздохнул протогенерал. - Только бы мне сначала домой на побывку съездить, урожай собрать, а то с этими вашими войнами я уже три года от сельхозработ отлыниваю.
- Не время сегодня для вспашки зяби! - отрезал Марк Аврелий. - Вот вернешь демократию в Рим, тогда и будешь копаться на огороде! А теперь марш собирать чемоданы и думать о судьбе империи, а не об урожайности свёклы!".
И всё бы ничего, только затем Марк Аврелий посвятил в эти же планы своего сына Коммода, что тоже тусовался здесь, на германо-римском фронте.
Ох, зря наш реформатор так поступил! Узнав, что его лишают наследования трона, Коммод приуныл настолько, что просто задушил папашу в сыновних объятьях. После чего объявил, что император скончался от старости, в связи с чем теперь он - Коммод, - в Риме за старшо́го. И что Максимус сей же час должен присягнуть ему на верность. Так ведь, Максимус? Ты не против?
- Не понял? Что значит "Да пошёл ты!"? Ну ладно! Эй вы, трое! Немедля увезите товарища Меридия в лес и объясните ему, в чём он неправ.
Однако в лесу что-то пошло не по плану и в итоге никто из четверых обратно в лагерь не вернулся. Максимус - из-за того, что не любил, когда его вероломно убивают, а его палачи - потому что внезапно умерли, когда он отобрал у них меч и всех порубил. А, порубив, вскочил на коня и поскакал домой в Испанию спасать семью от гнева Коммода, да только, к несчастью, опоздал.
Приказ нового императора каким-то чудом достиг Испании быстрее скачущего галопом беглеца, и там палачи уже не оплошали. Как, впрочем, и работорговцы, что нашли горюющего Максимуса на руинах родной хаты, схватили его и увезли в африканскую провинцию Рима. Тоже махать мечом, только уже на гладиаторской арене.
Впрочем, зритель-то знает: куковать в Африке Меридий будет недолго. И вернувшись в столицу, покажет Коммоду и кузькину мать, и бабушку в придачу. Чем заодно добьет и знатоков Древнего Рима, обеспечив им нервный срыв и душевную травму на всю оставшуюся жизнь.
***
В общем, ежели вы хотите взбесить снобов-историков, вам не надо ради этого почём зря ругаться на них матом. Просто скажите им с доброй улыбкой, что "Гладиатор" Ридли Скотта - один из ваших любимых фильмов, а потом наблюдайте, как тех будет долго трясти и корежить.
К счастью, я таковых зануд знаю намного меньше, чем любителей сего великолепного кино. Которое сам пересмотрел уже с десяток раз и не намерен на этом останавливаться, кто бы там что про него ни говорил.