Одно время я думал, что буду журналистом, потому параллельно с основной работой - официантом, само собой - писал разного рода материалы для местных журналов.
В одном из них редактор дала задание - сходить в несколько казанских заведений, тайно подарить без разницы кому десерт и зафиксировать реакцию. Принести чеки редактору вместе с материалом, бухгалтерия рәхәтләнеп выдаст гонорар и вернёт деньги за вышеупомянутые десерты.
Я сходил и подарил, выбирал исключительно и только девушек, никакого равенства в этом смысле быть не может, ибо здоровая ориентация имеет своим естественным следствием здоровую же дискриминацию: мужчины, невзирая на то, что сладкоежки, как получатели подарка не рассматриваются. Хотя, надо признать, я знаю пару официантов, которые на моём месте с удовольствием отыграли бы зеркальный вариант.
В общем, десерты я дарил симпатичным девочкам, исключая, понятно, пьющих замечательное кофе капучино с корицей погорячее, а одна из них сейчас спит в соседней комнате, пока я пишу эти правдивые строки ранним утром.
Материал тот опубликовали, гонорар составил 500 рублей. Это было в 2012-м году.
Здесь привожу его почти полностью, не исправил ни одной буквы, а чтобы не говорили, что выдумываю - вот фото страницы из того номера:
Текст на 99,99% мой, редактор добавила от себя только одну-две фразы.
"А вы знаете, что, по одной из версий, словом "халява" изначально называли сладость? Существовал некогда у евреев обычай раздавать по пятницам пищу неимущим, а детям чаще всего давали сладкое - отсюда и "халва". Может, версия эта и не вполне соответствует истине, но звучит красиво... и вдохновляет. Так вдохновляет, что мы решили немедленно отправиться раздавать "халяву на халяву".
В общем, спецагенты "Выбирая" отправились на задание - абсолютно безвозмездно угощать посетителей кафе вкусностями, плодя щедрость в массах. Заодно и выяснить, как клиенты заведений реагируют на подарки от анонимных доброжелателей.
1. Первым делом мы отправились в "маленькую Италию в сердце Казани" - кофейню "Агафредо" (Чернышевского, 17), которая и вправду оказалась совсем небольшой. Венецианские маски на стенах, огромное, во всю стену изображение Флоренции, над входной дверью - колокольчик, а все десерты, кроме чизкейков, в кофейне исключительно собственного производства, и это подкупало. И только мы успели расположиться в некурящей зоне, как вновь зазвенел колокольчик и мимо нас прошли две улыбающиеся барышни. Заняли центральный столик и заказали чай на двоих. Ждать кого бы то ни было ещё показалось бессмысленным. Выбор пал на бисквитный тортик с грецкими орехами, черносливом и топонимическим названием "Рим" за 60 рублей, десерт "Птичье молоко" за 50 рублей и официанта, напоминающего Дэйви Хэйвока в лучшие годы. И нам повезло! Официант внимательно выслушал просьбу (напоминаем, что все наши немудреные комплименты передаются исключительно анонимно) и без вопросов отправился за десертами. И когда у каждой чашечки чая появилось по украшенному десерту, девочки прекратили щебетать - одна уставилась на тортики, вторая на официанта. Узнав же, что это не ошибка, а подарок, девушка просияла: "Это так мило!". Порассматривали тортики чуток, словно знакомясь, похихикали, наконец взяли десертные вилочки и отважились отведать. Таким образом, официант получил не только на чай, но и бонус в виде искренней улыбки довольных девушек. Мы же подрядились желанием нести позитив дальше.
2. Нашим "дальше" стал бар "Что делать?!" (Чернышевского, 3) - воплощённый концепт романа Николая Гавриловича. Контингент как раз соответствующий - "новые люди", творческая молодёжь (но не только, не только... все когда-то были молодыми), кто-то может найти здесь и своего "особенного человека"... На моём столике дымился имбирный чай с апельсином и лимоном. Девушка в очках заказала греческий салат. И сама изящная, и салат лёгкий... может, на диете? Но на халяву никто не на диете! Это была аксиома, руководствуясь которой, я подозвал официантку и принялся объяснять суть диверсии. По мере того как я говорил, лицо её вытягивалось и приобретало всё более удивлённый вид. В конце моего монолога в её глазах можно было прочесть название бара. Но шоколадный чизкейк за 145 рублей она таки отнесла указанной девушке, предупредив меня, что это постоянная гостья. Постоянная гостья приняла презент со спокойным приятным удивлением и улыбкой, поблагодарила неизвестного незнакомца, с тортиком справилась с удовольствием и не спеша. Уходя, она вновь попросила передать анониму "спасибо". Ну а я? Я съел лимон из своего чая - чтоб улыбка такой довольной не была.
3. Свободное пространство "Циферблат" (Университетская, 14) - почему-то кажется, что именно здесь мог бы собирать аудиторию модный мальчик ЕС Соя, и он точно нашёл бы здесь своего слушателя. Сам воздух тут заряжен потенциалом творчества, желанием играть и предвосхищением чуда, причём в любое время года. Если вы не в курсе - в "Циферблате" платят только за время, проведённое здесь. Всё остальное бесплатно: Wi-Fi, настольные игры, библиотека, чай и кофе (какао по четвергам), а если покажется мало бесплатных пряников, печенья, шоколадно-ореховой пасты, яблок печёных с корицей, круассанов, конфет-стекляшек, мармелада - любую еду можно приносить с собой, чем я и воспользовался. Девушка, которая оказалась управляющей, выслушала просьбу с улыбкой, уточнила на всякий случай, не отравлена ли моя пахлава, и легко согласилась передать две порции турецкого лакомства приятной паре, что расположились в уединении за монитором ноутбука (судя по всему, смотрели кино). Момент "икс" застал их врасплох. "Они ничего не поняли, но обрадовались", - сообщил мне мой менеджер, по совместительству напарница, которой досталась аналогичная вкусняшка. Однако кинематографическая лента так захватила моих "жертв", что пахлаву они есть не стали, а забрали с собой в ланч-боксе. До сих пор интересно, что же такое они там смотрели, что даже "халява" потеряла в их глазах своё волшебство?.."