Одним из достижений советской власти пропаганда называла восьмичасовой рабочий день. При этом это преподносилось так, будто Россия была самой первой страной в мире, где был установлена такая продолжительность рабочего дня.
Справедливости ради надо сказать, что в 1895-м году в одном из пунктов своего проекта программы новоиспеченной социал-демократической партии Владимир Ульянов потребовал законодательно ограничить трудовой день для рабочих восемью часами в сутки. Вскоре это требование перекочевало в программу РСДРП, принятую на втором съезде партии в 1903-м году.
В течение всех оставшихся лет существования Российской империи социалисты – кстати, не только большевики – вели борьбу за законодательное закрепление этого ограничения, однако так ничего и не добились, несмотря на многочисленные стачки и забастовки рабочих по всей стране. Царское правительство недальновидно поддерживало капиталистов и, несмотря на усилия премьер-министра Сергея Витте ограничить рабочий день восемью часами, старалось не уступать требованиям рабочих.
После победы Февральской революции ситуация начала меняться. В начале марта между Советом рабочих и солдатских депутатов и Петроградским обществом фабрикантов и заводчиков было заключено соглашение «О введении на фабриках и заводах восьмичасового рабочего дня, фабрично-заводских комитетов и примирительных камер». Так весной 1917-го года право на восьмичасовой рабочий день получила одна категория работников в одном конкретном городе.
После октябрьского переворота дело приобрело уже всеобщий характер. Буквально через несколько дней после захвата власти специальным декретом восьмичасовой рабочий день был объявлен по всей стране, до этого он был десятичасовым. Причём, согласно новому закону, на некоторых вредных предприятиях была установлена сокращённая рабочая неделя, тогда как общей стала 48-часовая.
А вот самым первым в мире восьмичасовой рабочий день установил британский предприниматель и социалист по убеждениям Роберт Оуэн на своей бумагопрядильной фабрике. Сделал он это ровно за сто лет до революции в России — в 1817-м году. Оуэн считал, что человек должен трудиться восемь часов, столько же времени иметь на отдых, и ещё восемь на сон.
В 1856-м году в английской колонии Австралии восьмичасовой рабочий день ввели для каменщиков после их многочисленных забастовок. В 1916-м году ограничение стало всеобщим для жителей двух крупнейших по населению штатов — Нового Южного Уэльса и Виктории.
В 1873–1881-х годах восьмичасовой рабочий день ввели для женщин в Новой Зеландии, а в 1901-м году ограничение там стало всеобщим. В Великобритании в 1908-м году восемь часов стали максимальной длительностью рабочего дня для шахтёров. А в 1915-м году в Уругвае был принят закон о восьмичасовом рабочем дне для целой массы профессий — от рабочих до кондукторов. В дальнейшем его распространили даже на работников кинотеатров.
Но по-настоящему первым законодательным актом, установившим лимит в восемь часов рабочего дня для всех граждан суверенной страны, стала конституция Мексики, ратифицированная 31 января и опубликованная 5 февраля 1917-го года. В ней устанавливался предел длительности ночного труда в семь часов.