Пока лето, решила сделать подборки к различным орфографическим правилам, потому что в течение учебного года некогда собирать из массы источников разные упражнения. Думаю, вам тоже пригодится.
Упражнение 1. Подберите к данным словам однокоренные слова с данными приставками. Запишите эти слова.
Играть (под-, с-, по-, про-, супер-, роз-, контр- ).
Интересный (не-, сверх-, без-, супер-).
Искать (раз-, роз-, с-, по-, под-).
Упражнение 2. Спишите, вставьте пропущенные буквы.
Дез…нформация, сверх…ндустриализация, фин…нспектор, спорт…нвентарь, меж…нститутский, сверх…нтересный, дез…нфекция, вз…мать, контр…гра, сверх…зысканный, спорт…гра, пед…нститут, пост…мпрессионизм.
Упражнение 3. Распределите слова по колонкам: 1) пишется И; 2) пишется Ы.
От…грать второй тайм, пред…дущий месяц, сверх…нтересный маршрут, начинается супер…гра, строгий фин…нспектор, вз…скать долги, из…сканные товары, от…скать ошибку, супер…нтересный рассказ, чувство без…сходности, учиться в сельхоз…нституте, под…грать на рояле, под…тожить расходы, под…скать замену, начинать с…знова, меж…гровой период, закупать спорт…нвентарь, без…сходная печаль, меж…нститутская конференция, пост…нфарктное состояние, раз…скивать друзей, узнать пред…сторию, окончить пед…нститут, об…скать весь дом, продуманная контр…гра, меж…здательское соглашение, воз…меть желание, уголовный роз…ск, ремонтировать сельхоз…нвентарь, без…мянный герой, небез…звестный автор, супер…золяция проводов, знать с…змала, распространить дез…нформацию, без…нициативный работник, гос…нспекиця по охране памятников.
Упражнение 4. Спишите, вставьте пропущенные буквы.
1) Старший брат жил у купца в городе, а Алёшка с…змальства стал помогать отцу.
2) Сойдя с дачного поезда, Женя решила раз…скать поселковую почту.
3) Пойдите сюда, с…грайте что-нибудь.
4) Ветлуга, очевидно, вз…грала.
5) Река продолжает играть и даже раз…гралась совсем не на шутку.
6) В саду весело заливалась без…мянная птичка.
7) Начнём с…знова, кинем жребий, кому стрелять первому.
8) Спокойное отчаяние, без…сходная тоска звучали в песне моего товарища.
Упражнение 5. Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Найдите в каждой группе лишнее слово, подчеркните.
1) Без..нициативный, вз..мать, пред..нфарктный;
2) раз..грать, фин..нспектор, дез..нформация;
3) про..грать, с..змала, дез..нфекция;
4) по..скать, с..грать, роз..ск;
5) без..скусный, за..нтересованный, во..стину;
6) меж..гровой, под..грать, сверх..зысканный;
7) без..дейный, об..гранный, не..нтересный;
8) без..сходный, двух..гольный, под..скать;
9) вз..мать, воз..меть, под..мать;
10) супер..нициативный, без..сходность, с..змала;
11) сверх..зящный, пост..нсультный, из..мать.
Упражнение 6. Орфографический анализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) БЕЗЫМЯННЫЙ – после русской приставки, оканчивающейся на согласный, пишется буква Ы.
2) ПОДЫТОЖИТЬ – после русской приставки, оканчивающейся на согласный, пишется буква Ы.
3) БЕЗЫНИЦИАТИВНЫЙ - после русской приставки, оканчивающейся на согласную, пишется буква Ы.
4) СВЕРХИЗЫСКАННЫЙ – после иноязычной приставки, оканчивающейся на согласный, пишется буква И.
5) ПОДЫСКИВАТЬ - после русской приставки, оканчивающейся на согласный, пишется буква Ы.
6) СУПЕРИГРА – после приставки иноязычного происхождения, оканчивающейся на согласный, пишется буква И.
7) ПРЕДЫДУЩИЙ – после русской приставки, оканчивающейся на гласный, пишется буква Ы.
Файлы с заданиями и ответами к ним вы можете скачать здесь.
Другие идеи и материалы для ваших уроков на канале "Учительская мастерская" и в группе ВК.