Продолжаю рассказывать о том, как мне удалось подобраться к решению проблемы с убеганием сына на улице.
Душещипательная история в статье:
Описание первого шага к решению проблемы в статье:
В этой статье расскажу о том, как планировала это поведение исправлять, но сначала ещё немного предыстории.
Предисловие
Чтобы подобраться к решению этой проблемы мне пришлось самой продолжить обучение прикладному анализу поведения (АВА).
В рамках обучения надо было написать курсовую работу по составлению плана коррекции какого-нибудь нежелательного поведения своего клиента. Обязательным условием было то, что студент должен иметь возможность это самое поведение напрямую наблюдать.
Конечно же, я стала тренироваться на собственном сыне! На ком же ещё? ))
Прежде всего пришлось определить с каким именно поведением необходимо начать работать в первую очередь.
И это не праздный вопрос.
Ибо когда нежелательного поведения много, причём самого разнообразного, то приходится выбирать, что из этого всего репертуара лучше постараться устранить как можно быстрее, а с чем, в принципе, можно жить дальше.
Не смотря на то, что убегания были достаточно низкочастотным поведением, по всем показателям выходило, что брать в коррекцию надо именно его, как представляющего наибольшую угрозу для жизни и здоровья клиента.
Собственно, так я и поступила.
Продолжение
В предыдущей статье я подробно изложила как пришла к пониманию того, что же подкрепляет поведение сына убегать, то есть определила функцию поведения.
Напомню, что функции оказались сочетанными. Ведущей функцией было привлечение внимания. Кроме того были и признаки автоматического подкрепления.
Подробнее о функциях поведения можно прочитать в статье "Зачем он это делает?" Ссылка будет в конце.
Что будем делать?
Основой моего поведенческого плана стало обучение функциональной коммуникации.
Да, говорящего ребёнка надо обучать целевой функциональной коммуникации.
Потому что, вот сюрприз, сам он не может догадаться в каких ситуациях и в какой последовательности ему надо использовать знакомые слова.
Мне нужно заменить опасное поведение моего ребёнка убегать на альтернативное безопасное поведение, например, игра в догонялки или совместная пробежка.
Для этого необходимо научить его говорить о предпочитаемом на данный момент виде деятельности, о своём желании поиграть, побегать, либо постоять на месте.
Но пока я не определила функцию поведения я не могла понять, чего он добивается.
Слишком неочевидными были, даже для меня, человека, который к этому времени наблюдал уже множество эпизодов убегания, каковы же были его подкрепляющие последствия.
Наблюдатель терпит неудачу вовсе не потому, что ему не хватает дополнительных факторов, а потому, что он не понимает того, что происходит у него на глазах. Б. Скиннер "По ту сторону свободы и достоинства", 1971 г.
Всегда, когда вы сталкиваетесь с опасным нежелательным поведением ребёнка, вашей задачей становится понять, чего он этим поведением добивается и научить его, как можно делать то же самое, но "цивилизованным" способом.
И этот подход эффективен в отношении любых детей вне зависимости от их возраста и группы здоровья.
Подробнее об этом написано в статье "Хвалить нельзя наказывать", ссылка будет в конце.
Итак, основой моего коррекционного вмешательства будет обучение ребёнка использованию фразы "Давай побегаем?", потому что...
Коммуникация - это самое важное поведение.
Дополнительно мне надо будет его научить:
- Ждать ответной реакции от сопровождающего на фразу «Давай побегаем?»;
- Останавливаться и спокойно ждать сопровождающего по первому требованию;
- Спокойно относиться к отказу сопровождающего от пробежки.
Такой вот хитрый план.
О его реализации напишу отдельно.
Надеюсь, было полезно.
Ссылки на упомянутые в тексте статьи:
Спасибо, что дочитали до конца 👍
Продолжение истории:
#ава-терапия #аутизм #убегание ребёнка #проблемы с детьми #нежелательное поведение