Найти в Дзене
Такое поведение

Аутизм. Ребёнок убегает на улице. Что будем делать?

Оглавление

Продолжаю рассказывать о том, как мне удалось подобраться к решению проблемы с убеганием сына на улице.

Душещипательная история в статье:

Описание первого шага к решению проблемы в статье:

В этой статье расскажу о том, как планировала это поведение исправлять, но сначала ещё немного предыстории.

Предисловие

Чтобы подобраться к решению этой проблемы мне пришлось самой продолжить обучение прикладному анализу поведения (АВА).

В рамках обучения надо было написать курсовую работу по составлению плана коррекции какого-нибудь нежелательного поведения своего клиента. Обязательным условием было то, что студент должен иметь возможность это самое поведение напрямую наблюдать.

Конечно же, я стала тренироваться на собственном сыне! На ком же ещё? ))

Прежде всего пришлось определить с каким именно поведением необходимо начать работать в первую очередь.

И это не праздный вопрос.

Ибо когда нежелательного поведения много, причём самого разнообразного, то приходится выбирать, что из этого всего репертуара лучше постараться устранить как можно быстрее, а с чем, в принципе, можно жить дальше.

Не смотря на то, что убегания были достаточно низкочастотным поведением, по всем показателям выходило, что брать в коррекцию надо именно его, как представляющего наибольшую угрозу для жизни и здоровья клиента.

Собственно, так я и поступила.

Продолжение

Подготовка плана
Подготовка плана

В предыдущей статье я подробно изложила как пришла к пониманию того, что же подкрепляет поведение сына убегать, то есть определила функцию поведения.

Напомню, что функции оказались сочетанными. Ведущей функцией было привлечение внимания. Кроме того были и признаки автоматического подкрепления.

Подробнее о функциях поведения можно прочитать в статье "Зачем он это делает?" Ссылка будет в конце.

Что будем делать?

Основой моего поведенческого плана стало обучение функциональной коммуникации.

Да, говорящего ребёнка надо обучать целевой функциональной коммуникации.

Потому что, вот сюрприз, сам он не может догадаться в каких ситуациях и в какой последовательности ему надо использовать знакомые слова.

Мне нужно заменить опасное поведение моего ребёнка убегать на альтернативное безопасное поведение, например, игра в догонялки или совместная пробежка.

Для этого необходимо научить его говорить о предпочитаемом на данный момент виде деятельности, о своём желании поиграть, побегать, либо постоять на месте.

Но пока я не определила функцию поведения я не могла понять, чего он добивается.

Слишком неочевидными были, даже для меня, человека, который к этому времени наблюдал уже множество эпизодов убегания, каковы же были его подкрепляющие последствия.

Наблюдатель терпит неудачу вовсе не потому, что ему не хватает дополнительных факторов, а потому, что он не понимает того, что происходит у него на глазах. Б. Скиннер "По ту сторону свободы и достоинства", 1971 г.

Всегда, когда вы сталкиваетесь с опасным нежелательным поведением ребёнка, вашей задачей становится понять, чего он этим поведением добивается и научить его, как можно делать то же самое, но "цивилизованным" способом.

И этот подход эффективен в отношении любых детей вне зависимости от их возраста и группы здоровья.

Подробнее об этом написано в статье "Хвалить нельзя наказывать", ссылка будет в конце.

Итак, основой моего коррекционного вмешательства будет обучение ребёнка использованию фразы "Давай побегаем?", потому что...

Коммуникация - это самое важное поведение.

Дополнительно мне надо будет его научить:

  • Ждать ответной реакции от сопровождающего на фразу «Давай побегаем?»;
  • Останавливаться и спокойно ждать сопровождающего по первому требованию;
  • Спокойно относиться к отказу сопровождающего от пробежки.

Такой вот хитрый план.

О его реализации напишу отдельно.

Надеюсь, было полезно.

Ссылки на упомянутые в тексте статьи:

Спасибо, что дочитали до конца 👍

Продолжение истории:

#ава-терапия #аутизм #убегание ребёнка #проблемы с детьми #нежелательное поведение