Добрый день.
Сегодня расскажу, как мы с Михалычем ремонтировали двери на его бегемоте - Додж Гранд Караван.
Михалыч недавно приобрёл себе это чудо вражеской техники. Машина хорошая, большая, довольно бодрая, но немного старенькая 2001 года. Из-за это есть у неё небольшая усталость. Одна из печалек - разболтанные петли водительской двери. Провис двери был настолько большой, что приходилось при закрытии её приподнимать, потому что иначе замок не попадал в свою петлю.
Виновник быстро был найден - нижняя дверная петля. Михалыч отправился в гараж, снял петлю и принёс её ко мне.
Петля состоит из двух половинок, которые скреплены между собой пальцем. Палец подразбил свои посадочные места и чудовищно люфтил. Когда мы выбили палец из петли, оказалось что в одной из половинок отверстия под палец больше необходимого (и видимо это заводская задумка), и там стояли втулки, от которых осталась одна фольга! Не знаю, ремонтировалось это или нет, скорее нет - на пальце следы заводской краски в цвет кузова. Сам палец также имеет выработку в тех местах, где он трётся о петлю.
Было решено:
1. Выточить новый палец по размерам старого.
2. Сымпровизировать ремонтные втулки по фактическим размерам разбитых отверстий.
3. Собрать назад при помощи молотка.
Я вооружился штангенциркулем, снял размеры с пальца и петель и сделал эскиз необходимых деталей. Эскиз я забыл сфотографировать, если кому-то понадобится, напишите в комментариях, я его раскопаю и приложу сюда.
Мы же с Михалычем умные. Знаем, что нагруженный узел неплохо бы сделать из износостойкой стали. Я нашёл в мастерской уже нерабочий бур для перфоратора подходящего диаметра, решено было точить детали с него. Ну а что? Этот металл сверлит бетон, работает на сжатие, растяжение и изгиб в твёрдом абразивном материале. Я отрезал болгаркой кусок бура и зарядил его в токарный станок.
Первые сомнения, что что-то пошло не так у меня возникли, когда я хотел зацентровать бур и поджать заготовку центром, а центровка отказалась сверлить! Хм, подумал я, буду точить так. Дальше пошёл унылый трёхчасовой процесс снятия спирали. Я угробил 2 токарные пластины на заготовке 100 мм длиной, когда решил, что с меня хватит.
Потом уже несколько позже я позвонил своему товарищу Володе, который просветил меня, что буры изготавливаются из инструментальной стали, поэтому точить его задолбаешься минимум, а в идеале надо иметь эльборовый или алмазный резец.
Взял кусок кругляка из Сталь 3 и за полчаса обработал его как надо: выточил необходимые диаметры, шляпку пальца, конусное острие, отрезал и, перевернув палец в патроне, торцанул шляпку. Токарка втулок заняла ещё примерно полчаса. Там тоже ничего сложного - два диаметра и отверстие соосно оси вращения детали.
Несмотря на тщательную подготовку, обсуждение, эскиз и контроль техпроцесса, без факапа не обошлось. Первый палец я сделал коротким, ошибся, когда отсчитывал длину по лимбу продольной подачи. Воистину, семь раз отмерь...
Не обошлось без проблемки и со втулками. Сверло сильно разбивало отверстие втулки и мы имели люфт в 0,2-0,3 мм только в месте сопряжения втулки и пальца, а это очень много. Подобрали сверло, которое давало минимальный люфт, на этом успокоились.
После того, как факапы были исправлены, втулки и палец переточены, петлю мы собрали воедино.
Результат оказался именно такой, как мы с Михалычем и ожидали: суммарный люфт петли примерно 0,2-0,3 мм. Такой люфт даёт петле свободно вращаться, но не даёт двери провисать. Замок попадает в своё место, Михалыч счастлив.
На сегодня всё. Подпишись на канал, новая статья уже скоро...
Если было интересно и хочется ещё, вот ссылка на мою предыдущую статью. Заходи, читай.