Найти тему
Российский инвестор

Мультипликатор P/E

Оглавление

Уважаемые коллеги, здравствуйте!

В сегодняшней статье разберу один из инструментов сравнительного подхода в инвестиционной оценке акций: мультипликатор P/E.

P/E

Этот мультипликатор подразумевает оценку инвестиционной привлекательности актива исходя из соотношения текущей рыночной стоимости компании (P, price) к ее чистой прибыли (E, earnings ratio).

Смысл мультипликатор заключается в том, что он отражает, количество лет, за которое окупятся инвестиции в компанию, или сколько денег инвесторы готовы заплатить сегодня за каждую денежную единицу прибыли завтра.

Применение на практике

Практическое применение мультипликатора P/E заключается в расчете мультипликатора для нескольких компаний одного сектора и выбора компании с наименьшим показателем по отношению к остальным.

Например, нам нужно сравнить акции Интер РАО и РусГидро. Для этого нужно рассчитать значение мультипликатора для каждой из компаний.

Интер РАО: капитализация компании = 359,3 млрд руб., чистая прибыль = 97,2 млрд руб. P/E = 359,3/97,2 = 3,7.

РусГидро: капитализация компании = 345,1 млрд руб., чистая прибыль = 78,4 млрд руб. P/E = 345,1/78,4 = 4,4.

Соответственно Интер РАО выгоднее, т.к. мультипликатор P/E у компании ниже.

Особенности

Для эффективного применения мультипликатора P/E необходимо следовать следующим правилам:

1. Подбирать компании из одного сектора со схожей бизнес-моделью. Например, сравнивать компании из банковского сектора и нефтегазового не имеет смысла.

2. Делать максимально широкую выборку компаний, желательно не менее пяти.

3. Учитывать величину капитализации и стадию развития компании. У «взрослых» компаний P/E, как правило, ниже, чем у компаний роста, т.к. последние только начинают показывать прибыльность.

Преимущества:

1. Простота и популярность. Мультипликатор интуитивно понятен, поэтому очень популярен при проведении сравнительного анализа.

2. Наглядность. P/E показывает перекупленность акций конкретной компании, сектора, либо экономики целой страны, позволяя принять решение о целесообразности приобретения актива в настоящий момент времени.

Недостатки:

1. Чистая прибыль может быть отрицательной, тогда значение мультипликатора теряет смысл.

2. Значение P/E образуется исходя из прошлых или текущих значений и не подразумевает будущих денежных потоков, которые могут изменяться. На помимо обычного P/E применяется форвардное P/E, показатель прибыли в котором учитывает прогнозируемое изменение прибыли компании в будущем.

3. Бывает сложно подобрать достаточную выборку компаний одной отрасли с сопоставимыми параметрами. Это очень характерно для российского фондового рынка. Например, сектор IT в России представлен несколькими компаниями, среди которых аналогичные параметры имеют, разве что «Яндекс» и «VK».

4. Значение P/E поддается манипуляциям за счет изменения величины знаменателя. Так, чистая прибыль компании в конкретному году может быть увеличена за счет продажи части производственных мощностей компании за долги, что не подразумевает органического роста и не позволяет адекватно оценить компанию.

При оценке компании можно использовать средний P/E отрасли, что очень удобно и экономит значительное количество времени. Для простоты применения можно обращаться к т.н. «скринерам», лучшими среди которых (и бесплатными без всяких пробных периодов), на мой взгляд, являются: скринер акций от Smart-lab и Investing.com.

Всем успешных инвестиций и стабильного роста прибыли!

Прошу не поскупиться на «лайк», если статья оказалась полезной, и подписаться на канал. Это сильно повышает мою мотивацию к изучению фондового рынка и поиску интересных инвестиционных идей. Заранее благодарен!