Как, наверно, всем понятно, имеющиеся на неизвестном персонаже портрета награды – это один из главных, наряду с мундиром, факторов атрибуции личности портретируемого. Лишь затем, в качестве дополнительных инструментов идентификации могут использоваться провенанс, то есть история бытования портрета, и внешнее физиономическое сходство портретируемого с персонажами других портретов. Причем если мундир в большинстве случаев позволяет лишь сузить круг возможных «кандидатов» в персонажи рассматриваемого портрета, определить «группу», к которым принадлежит изображенный, то конкретный набор наград дает возможность уже «индивидуализировать» портретируемого, установить его личность. Поэтому крайне важно четко идентифицировать сами изображенные на портрете награды. Но есть у нас еще кое-где порой случаи, когда….
На самом деле я написал это вступление не для того, чтобы помудрствовать, рассказывая в общем-то очевидные вещи, и тем более не для того, чтобы покрасоваться, мол, вокруг все невежды, а я сейчас тут все, что только можно, атрибутирую. Нет, я написал это лишь затем, чтобы как-то логически объединить сегодняшний материал, который я составил из «лоскутных» кусочков, посвященных нескольким портретам, найденный мною в Госкаталоге музейного фонда.
И, кстати, сказать, большинство сегодняшних персонажей атрибутировать "до конца", то есть установить их личности, так и не удалось. Но правильное определение наград - это шаг в этом направлении.
Первый из этих портретов хранится в ФГУБК "Государственный музейно-выставочный центр "РОСИЗО" и числится как «Портрет сановника с орденом Андрея Первозванного». Вот он. Получше разрешение, к сожалению, скачать не получилось.
Неразрешимой является загадка – где ж сотрудники «РОСИЗО» на портрете разглядели орден Св. Андрея Первозванного, в комллект знаков которого входили крест на голубой чресплечной ленте и звезда на левой стороне груди? Знак ордена Св. Станислава 2-ой степени на шее вижу. Знак ордена Св. Владимира 4-ой степени в петлице вижу. А Андрея не вижу. Перепутали подпись с другим портретом?
Следующий портрет – женский. Хранится в ГБУК "Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи", принадлежит перу А.И. Корзухина и обозначен как «Женский портрет (Портрет неизвестной с орденом св. Екатерины)».
Вы видите на портрете орден Св. Екатерины? Я – нет. Непонятно, как можно спутать изображенный на картине знак на синей ленте с орденом Св. Екатерины, носившимся на красной ленте с серебряной каймой, да и формой отличавшимся (центральный медальон значительно больше)? В данном случае, по-видимому, сработал «рефлекс» - раз на портрете женщина с каким-то знаком, похожим на орден, значит, это орден Св. Екатерины. Ведь всем известно, что на протяжении практически всего существования Российской империи орден Св. Екатерины был единственным в государстве женским орденом. С каким же еще знаком может быть изображена женщина?
Выяснению именно этого вопроса я и посвятил некоторое время, поскольку было очевидно, что на портрете изображен не орден Св. Екатерины. Сначала я прошелся по иностранным женским орденам. Причем сразу мне пришло на ум – не прусский ли это орден Луизы? Но нет, это не он, у ордена Луизы просто центральный медальон синего цвета, поэтому, по-видимому, у меня сработала какая-то ассоциация со знаком на нашем портрете. Дальше я прошелся по другим зарубежным женским наградам – ни одна не походила на знак на портрете. Тогда я решил проверить следующую версию – не знак ли это какой-либо благотворительной организации. И тут меня почти сразу ждал успех.
На женском портрете кисти Корзухина изображен знак для членов-дам женских благотворительных заведений Императорского человеколюбивого общества.
Учрежден 16 января 1870 г. Такие знаки встречаются на аукционах чаще всего снабженные лентой фиолетового цвета. Это в принципе логично, учитывая, что служащие общества с 1858 г. были приравнены к государственным служащим и получили мундира гражданского покроя с фиолетовым бархатным воротником и обшлагами. Однако встречаются знаки и с синей, и даже с красной лентой! С чем это связано, я информацией не располагаю, врать не буду. На портрете же фиолетовый цвет ленты мог быть искажен – и художником, и от изменения цвета краски со временем, и при фотографировании…
А вот на следующем портрете орден Св. Екатерины распознан музейщиками совершенно верно, и как раз именно это и вызывает оправданное удивление. Дело в том, что портрет-то мужской.
Портрет хранится в Государственном Эрмитаже и числится как «Портрет неизвестного мужчины с орденом св. Екатерины (?) из семьи Манзей».
Кто такие «семья Манзей» мне неведомо, но в истории известен ровно один случай награждения мужчины орденом Св. Екатерины. В 1727 г. им был пожалован Александр Александрович Меншиков – сын известного петровского фаворита А..Д. Меншикова. Но изображенный на портрете персонаж в характерном для первой половины XIX в. облике А.А.Меншиковым из начала XVIII в. явно не является. Кто же он? И почему позирует с женской наградой? Это же все равно, что представить мужчину советского периода, гордо носящим на лацкане пиджака орден «Мать-героиня»!
Версия, по-видимому, может быть только одна. Изображенный должен относиться к официалам ордена, то есть быть не кавалером (точнее в данном случае не кавалерственной дамой)))) ордена, а служить в его администрации. Знак в этом случае служит не наградой, а обозначением места службы человека.
Тут я, наконец, вспомнил, что нужно бы проверить портрет поиском Яндекса или Гугла по картинкам, может быть, персонаж-то давно известен? В скобках отмечу, случай, когда я долбился в открытую дверь, атрибутируя давно атрибутированный портрет генерал-аншефа Бибикова, меня ничему не научил – я частенько сижу, трачу время, пытаясь разобраться, кто же изображен на каком-нибудь портрете и только потом вспоминаю, что надо бы проверить портрет поисковой системой. Так, я тут как-то смог атрибутировать портреты одного казачьего генерал-адъютанта, одного статского деятеля екатерининской эпохи и даже – к моему собственному удивлению! – одного митрополита. А потом посредством Яндекса выяснил, что их портреты вообще-то давно никакой загадки не составляют)))
Так вот, в данном случае поиск по Яндекс-картинкам с одной стороны в очередной раз показал, что я терял время, с другой – подтвердил мою версию. Изображенный оказался Иваном Ильичом Волковым (1769—1838) - действительным статским советником, герольдом ордена Св. Екатерины, то есть относился именно к его официалам.
Загадка последнего на сегодня портрета осталась мною неразгаданной.
Он хранится также в Государственном Эрмитаже, создан австрийским художником Карлом Швейкартом и обозначен как «Портрет неизвестного с иностранным орденом на цепи».
Я сломал голову, пытаясь понять, что у него за орден. Он выглядит знакомым и, как мне показалось, относится к испанским наградам. Я прочесал испанские ордена и не нашел ничего похожего. Я проверил австрийские ордена – снова ничего.
При этом должен признать, что не могу опознать и униформу персонажа. Это мундир какого-то иностранного гражданского ведомства, а такие мундиры и для России-то пока изучено недостаточно. Что уж говорить о доступности у нас информации о мундирах гражданских ведомств других стран!
При сильном увеличении на пуговицах персонажа можно рассмотреть вензель F I. Такой вензель был у австрийского императора Фердинанда I (правил в 1835-48 гг.). И, безусловно, вариант принадлежности изображенного к австрийским чиновникам наиболее логичен и вероятен – художник австрийский, значительный период жизни провел в Лемберге (Львове), портретируя местных (австрийских) чиновников. Но с другой стороны вензель F I был также у короля Обеих Сицилий Франциска I (правил в 1825-30 гг.) Вдруг Швейкарту позировал заезжий «обее-сицилиец» (неаполитанец)? Но среди наград Королевства Обеих Сицилий я искомого ордена также не нашел. Равно как и среди наград мелких германских государств. И среди папских наград. В общем, как и ранее в случае с Иоганном Георгом II, вся надежда на «помощь зала». Что скажете, Владимир Иванович?
Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.