Это мой третий доклад об «Анхе» и богах его египетских и о египетской силе. Нынче предзаказчики получают свои русские коробки от «Лавки» и вскоре смогут оценить последнее на сегодняшний день творение Эрика Лэнга. Те, ком понравится, наверняка перейдут в режим тяжелого ожидания дополнений. А те, кто их не предзаказал вместе с базой, побегут по барахолкам или тоже будут ждать «Лавку», но уже в ритэйле. А мы вот всё опробовали еще на английском, оценили и теперь можем поделиться прозрениями.
Сперва еще кратко о базе
Я бы сказал, что есть два «Анха»: дуэльный и на 3-5 игроков. Дуэльные «Боги Египта» – это плавная, размеренная партия. Это битва двух умов без каких-либо неожиданностей со стороны игры. У вас одинаковые карты, вы знаете, что у кого в сбросе. Вы знаете, какие способности у бога противника и видите, какие силы Анха он открывает. То есть, победит в этой партии тот, кто всё лучше продумал. Местами можно слегка блефовать, это может помочь, но в целом, как это иногда говорится, игра шахматная.
А вот как только к вам подключается третий игрок, «Анх» начинает работать иначе. Да, полная прозрачность всех переменных остается, но тут проблема в основном двигателе игры – в треке действий.
Там четыре варианта – двигаться, призвать фигурку, получить «деньги», открыть силу. Вы можете выполнить два действия снизу-вверх. Нельзя выполнить вторым действие то, которое находится выше предыдущего и нельзя дублировать действия. Каждый игрок каждый раз сдвигает маркер действия вправо, и один из очередных сдвигов стриггерит событие. Событие даст тому, кто его активировал, контроль над зданием, возможность создать на карте новую территорию или начать военную фазу. При этом, если вы активировали событие на первом своем действии, второго вы лишаетесь.
И эта механика при 3-4 игроках становится довольно суровой. Вы предполагаете, что будете делать такие-то действия, но, когда до вас доходит очередь, положения маркеров действий и положение маркера событий и даже положение на карте могут сильно поменяться. То есть, чем больше игроков, тем меньше вы сможете заготовить наперед. Приходится играть от конкретной ситуации. Это может показаться довольно хардкорным забегом. Особенно на первых порах. На пять человек не пробовал, но думаю, что там это будет ощущаться еще ярче.
То есть, у нас в коробке, можно сказать, две игры. Шикарная интеллектуальная дуэлька и довольно хардкорная игра на 3-5 персон. Я сказал, что второй вариант мне не нравится? Нет, я и от него в восторге, просто там всё иначе.
Что еще можно сказать о базе, обмолвившись о «Пантеоне»
В базе пять богов и не помню, сколько именно, сценариев. Сценарии вносят некоторые модификации в правила. Например, в одном из них на карте расположены два города. Если вы к моменту фазы конфликта контролируете эти города – получаете поклоняющихся, а другие – теряют победные очки. Сценарии не дадут вам заскучать от однообразия. Разные расстановки, модификаторы, боги – всё всегда свежее, песочное.
Боги тоже разные и распорядится их умениями, а также их фигурками, можно по-разному. «Пантеон» даст еще пять богов. Ну, что сказать, приятное разнообразие. Красивейшие миньки. Я думаю, что все те, кому «Анх» зайдет, купят эту коробку без лишних слов. Не пожалеете.
Коробку с монстрами тоже можно… Не могу сказать, что я был ей так уж впечатлен. Но все эти небольшие новые модификаторы к основе, все же, приятны и могут ИНОГДА сыграть заметную роль.
Вообще в «Анхе» меня радует баланс всех действующих лиц. Боги (как свойства и боевые единицы), солдаты, монстры – все они требуют грамотного использования и не дают вам безусловных преимуществ.
«Фараон»
Это единственный модуль для «Анха», меняющий МНОГОЕ. У вас будет новое поле с храмом о четырех залах. Также у вас будут жрецы. И еще, самое страшное – колода карт и их рынок. Сыграть эти карты можно будет во время своего хода – до двух за ход – до или после каждого из действий. Получаем карты, побеждая в численности жрецов по храмовым областям. Карты разные, и они реально вносят в игру что-то такое… Другое. То есть, вы как бы возноситесь над базовым «Анхом» с его лимитами и начинаете творить всякое.
Например, есть карты, позволяющие дублировать свое действие. Есть такие, которые убивают всех врагов вокруг вашего бога. Есть карта, с помощью которой в свой ход можно построить здание. То есть, привычный «Анх» обретает новый уровень данных. Кому-то может повезти, и прямо под его руку на рынок ляжет очень нужное действие. Пока не замечал, чтобы карты зарешали всю партию, но вообще, тем, кому полюбилась абсолютная лимитированность исходных данных базы, этот доп может не зайти.
Кроме того, у нас появляются: колода фараонов и сам фараон на поле. На партию из колоды берем одного фараона. У него свой модификатор для игры, а также действие со сфинксами. Теперь будем строить четвертый тип монументов – Сфинкс. Его можно изготовить только из другого, уже выстроенного монумента.
Стоит ли вводить допчик сразу?
Думаю, что нет. Вначале играем просто в базу. Первые разы, наверное, дальше первого сценария лучше никуда не ходить. Начать стоит с изучения базовых принципов, как всегда. А там уже очень даже много игры, много просчета и вариантов развития событий. А потом вводить «Фараона». Но есть опасность – привыкнув к базовым правилам, вы, вероятно, возненавидите «Фараона», сочтете его правила кощунственными, а модули излишними. Но если с самого начала играть с ним – игра покажется перегруженной, а ведь еще одна фишка «Анха» – очень простые и понятные правила — снимай с полки и играй.
Предвижу, если игра займет свое почетное место в топах русских игроков, разделение на два лагеря – играющих только в базу без всяких там излишков и тех, кто баз фараона вообще за стол не сядет.
Рандомен ли Фараон? Слегка. Вообще вы видите, что лежит на рынке, видите, кто какую карту взял. Вы можете постараться занять нужные позиции в храме, чтобы перехватить то, что нужно всем. Но теперь придется иметь в виду – вот у этого игрока есть возможность сделать еще и такие-то действия. В базе такого нет. А значит, усложняется просчет. Помножим это на усложненный просчет действий при 3-5 игроков, и получим неслабый вынос мозга. Но и возможностей у вас с «Фараоном» больше. Будут случаться вещи, немыслимые для базовой коробки. И это интересно. После этого возвращение к базовой игре станет, наверное, неохотным, будет чего-то не хватать.
Еще думается, что партия в «Анх» весьма зависит от того, какие игроки за столом. Делать тут можно много чего и много как – просчитывать, пробовать варианты, хитрить, договариваться. От действий соседей зависят и ваши, зависят сильно. Наперед многое не распределишь. Поэтому реиграбильность у «Анха» шикарная и с допами, и без.
Финал
Опять же, если «Анх» вам зайдет, то уверен, вы купите и «Фараона». Ну или хотя бы сыграете с тем, у кого он есть. Я думаю, что авторы сделали мудро, не положив его сразу в базу. Он, все же, с одной стороны — усложняет игру, а с другой — просто делает ее иной. На выходе у нас четыре игры – дуэлька, дуэлька с фараоном, компанейская и компанейская с фараоном. Ощущения будут разные, а значит каждый найдет, как применить «Анх» с наибольшим удовольствием для себя. Я игрой продолжаю быть доволен, у меня это явно игра года и вообще одна из любимых игр, продолжаю время от времени собирать на нее людей. После партии, даже долгой, уже идя домой, ловишь себя на мысли, что хочется еще, опять и снова. Единственным противоречивым моментом я бы назвал объединение богов. Его не хочется. Сколько играли, каждый раз отказывались от этого действия. Но нужно заставить себя попробовать, может они не так и печально.
В общем, спасибо Лэнгу и CMON за этот шедевр. Ну и «Лавке», за то, что отважились все это предложить и привезти к нам. Думаю, игра найдет у нас свою публику. Собственно, часть уже играет и кайфует. Присоединяйтесь.