Исполнитель потребовал взыскать с заказчика долг за выполненные работы по государственному контракту.
Три инстанции сочли, что срок исковой давности пропущен. Обязательство оплатить работы возникло у заказчика с даты подписания акта об их приемке. Акт сверки, подписанный уже после того, как истек срок давности, значения не имеет.
ВС РФ не согласился с таким подходом.
Признание долга прерывает течение срока исковой давности.
С 1 июня 2015 года вступило в силу правило, согласно которому срок исковой давности начинает течь заново, если после его окончания лицо признает свой долг в письменной форме.
Если сторона сама или в двустороннем документе письменно признает возникший из заключенного до 1 июня 2015 года договора долг, исковая давность по которому еще не закончилась к этой дате, но истекла к моменту признания такого долга, то применяется упомянутое правило ГК РФ.
В данном деле, государственный контракт был заключен до упомянутой даты. Вместе с тем, срок исковой давности для взыскания долга по нему 1 июня 2015 года еще не закончился. Он истек к моменту подписания акта сверки, но тогда уже действовало упомянутое новое правило. То есть срок давности в данном деле не истек.
Выводы и возможные проблемы: Если сторона письменно в одностороннем порядке или в соглашении с другой стороной, подтвержденном в двустороннем документе, признает долг, исковая давность по которому не истекла на момент введения в действие ФЗ от 08.03.2015 N 42-ФЗ, однако уже истекла к моменту такого признания долга, то к отношениям сторон подлежит применению п. 2 ст. 206 ГК РФ - если по истечении срока исковой давности должник или иное обязанное лицо признает в письменной форме свой долг, течение исковой давности начинается заново.
Материал подготовлен специалистом компании права "Респект".