Найти тему

Мой второй вывод о фондовом рынке после 24 февраля

Это второй пост из пяти из цикла “Первые выводы после 24 февраля”. В предыдущем я рассказывал о том, почему в кризис нам нельзя забывать про инвестиции. Почитайте, если еще не читали.

Сегодня хотел бы начать с теории – расскажу про мультипликатор P/E. Что это такое? 

Если совсем просто, то мультипликатор P/E показывает, за сколько лет окупится та или иная компания. 

Объясню на простейшем примере:

Допустим, вы хотите купить корову, чтобы продавать молоко соседям, скажем, по 100 рублей за литр. Ну а что, парное, свежее, эко, в конце концов.

Вы приходите на рынок, где продавец продает корову за 150 000 рублей и показывает таблицу, где видно, что за последний год корова давала в среднем 10 литров молока в день.

Вы прикидываете, что 10 литров в день – это 3650 литров в год.
Или 365 000 рублей выручки в год.

В данном случае стоимость коровы 150 000 – это P (price)

А то, сколько она приносит молока в рублях 365 000 – это E (earnings)

Для простоты расчетов мы не будем сейчас включать сюда расходы на содержание коровы. Будем считать, что она пасется на лужку :)

P/E в данном случае будет равен 0,41. На самом деле это уже очень выгодная корова. Она окупит вложения меньше, чем за полгода.

Но, допустим, вы засомневались и не купили эту корову сразу.

Проходит 2 месяца. Раздается звонок. Изменились обстоятельства, продавцу срочно нужны деньги, и теперь он готов уступить ее вам за 75 000 рублей. 

P/E в данном случае становится 0,21

Очевидно, что будь у вас выбор, вы бы с большим удовольствием купили корову за 75 000 рублей, а не за 150 000. Тем более, что корова приносит столько же молока и хорошо себя чувствует.

Примерно такая же ситуация сейчас происходит на российском рынке акций. 

Обстоятельства изменились, а компании, которые чувствуют себя хорошо, остались. Только их стоимость стала теперь в несколько раз меньше.

На данный момент показатель P/E для российского рынка около 4 и в последний раз так дешево наш рынок оценивался в кризис 2008 года. 

Для сравнения, вот P/E популярных американских кампаний (учитывая, что сейчас американский рынок тоже просел):

  • Netflix: 17,7
  • Apple: 24,3
  • Disney: 75,4

Это означает, что деньги, вложенные в российский рынок, смогут окупиться в течение 4 лет, а в американский – в несколько раз дольше.

Вопрос лишь в том, насколько сильный у коровы стресс и как это скажется на количестве молока, которое она будет приносить.

О рисках, а так же о том, почему у российского рынка всё ещё есть хорошие шансы отрасти, я расскажу в следующих постах.

Как вам метафора?) Нравится? Или лучше говорить на сухом профессиональном языке?

___________

Друзья, подписывайтесь на наш канал и другие соц. сети:

#фондовый рынок (биржи) #ИНВЕСТИРОВАНИЕ #ИНВЕСТИЦИИ В АКЦИИ #российский фондовый рынок