Продолжим тему Ивана Грозного на полотнах русских живописцев, мы уже рассматривали картину художников Неврева и Лебедева. Сегодня же мы рассмотрим картину тоже не слишком известного художника Александра Литовченко. На его картине, хранящейся в Русском музее, мы видим царя явно уже в годах, можно даже сказать, дряхлого старца, который, находясь в Грановитой палате Кремля, показывает свои богатства паре английских подданных.
Родившись в небогатой семье мещан, Литовченко вспоминал о своем детстве, что он "почувствовал влечение к живописи очень рано и, несмотря на неблагоприятные условия жизни в глухом провинциальном городке, скоро приобрел навык в рисованье и постоянно возился с красками". С трудом поступив в Академию художеств, занимался он там весьма неплохо, вершина его достижений там - это малая золотая медаль за картину "Харон перевозит души умерших", написанную под сильным влиянием академизма, что впрочем объяснимо для античного сюжета.
Но затем он участвует в том самом бунте четырнадцати, о котором я уже не раз упоминал. Наряду с такими известными представителями этого бунта как Иван Крамской и Константин Маковский, он покидает Академию. Надо сказать, что для него это было особенно смело, потому как будучи из небогатой семьи, ему даже приходилось подрабатывать ретушером в фотографической мастерской. Однако же на этом история с этим учебным заведением не закончилась для художника, так за свою картину "Сокольничий" Литовченко получает звание академика и решает бороться за звание профессора, чему Академия даже способствует: предоставляет ему мастерскую, где он долгих четыре года будет писать ту самую картину, которую мы сегодня и рассматриваем. Весь ее сюжет, по сути дела, основан на записках одного из персонажей, изображенных на полотне - Джерома Горсея ("Записки о России XVI-начало XVII веков").
Место действия
Первый вариант: действие происходит в Грановитой палате Московского Кремля - именно там проводили празднества (например, в связи с покорением Казани в 1552 году) и торжественные приемы, в том числе иностранных послов. Название свое получила по одному из фасадов, отделанному белым камнем, обтесанным на четыре грани (так называемый "бриллиантовый руст"). Своды и стены в интерьере палаты были расписаны фресками как раз в XVI веке, но та роспись до нас не дошла - сказались пожары, которые случались в Москве с тех пор не один раз. Однако, возможен и другой вариант (к нему склоняюсь я) - нам показана Оружейная палата, где была сокровищница московских князей еще с XIV века. Кроме того, что посла могли привести сразу же в сокровищницу, в пользу этой версии говорит также то, что в этой палате более низкие потолки, то есть именно такие, какие и показаны на картине.
Царь
Как уже было сказано выше, Иван Грозный изображен уже ветхим старцем в конце своего правления. Вот что писал Горсей насчет планов царя: "...с давнего времени имея мысль сделать Англию своим убежищем в случае необходимости, построил множество судов, барж и лодок у Вологды, куда свез свои самые большие богатства, чтобы, когда пробьет час, погрузиться на эти суда и спуститься вниз по Двине, направляясь в Англию, а в случае необходимости — на английских кораблях". Также Горсей утверждает, что "государство и личная безопасность с каждым днем становятся все менее надежными" для Грозного, и поэтому он решается сбежать в Англию к Елизавете Тюдор (к которой, вероятно, он тоже сватался), для чего собственно и было построено то самое "множество судов". Необходимо пояснить, что большинство историков находят эти свидетельства о постройке флота в Вологде единственными, то есть других подтверждений этого не найдено. Однако, переписку с Елизаветой I Иван Грозный действительно вел.
Джером Горсей
Дипломат и посол Англии, прожил в русском государстве почти двадцать лет (с перерывами, так как несколько раз уезжал на родину), управлял представительством Московской компании (Muscovy Company), обладавшей монополией на торговлю с Россией. Посредством этой компании во время Ливонской войны была организована доставка пороха, меди и других военных припасов (в которых страна в условиях затяжной войны крайне нуждалась), чем Горсей заслужил доверие русского царя. Впоследствии был членом английского парламента, был посвящен в рыцари, пережил Грозного на много лет и умер у себя на родине.
К сожалению для художника, совет Академии картину не оценил: ее нашли "неудовлетворительной в историческом и, в особенности, археологическом отношениях" - именно такое определение выдали члены совета. Литовченко был не согласен с таким вердиктом и просил объяснений у профессоров что не так, и как он может это исправить, но получил ответ, что они не считают нужным вступать с художником в переписку по этому поводу - одним словом, Литовченко получил от ворот поворот и был крайне разочарован этим.
Надеюсь, что из этой статьи вы узнали что-то новое для себя. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь, если есть вопросы - пишите в комментариях, обязательно постараюсь ответить.
#история #живопись #искусство #картины #русская живопись #изобразительное искусство #культурология #иван грозный