Найти тему

.

ФОРМУЛИРОВКА ЦЕЛИ И ЗАДАЧ ЗАНЯТИЯ

Цель – осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность человека либо группы.

Цель занятия – запланированный педагогом результат, который должен быть достигнут педагогом и учащимися к концу занятия.

Как правило, определяется одна цель занятия. Она должна быть конкретна и достижима за одно занятие.

Учебные цели формулируются с помощью глаголов, выражающих конкретное действие, результат которого можно определить, измерить и оценить.

Требования к цели учебного занятия

- четкость и простота формулировки цели;

- диагностичность цели, т.е. отражает ли формулировка цели конечный (ожидаемый) результат;

- соотносимость цели содержанию учебного материала;

- перспективность цели, т.е. связь цели с темой учебного занятия (как одного конкретного, так и последующих занятий по данной теме);

- обоснованность постановки цели, т.е. чем вызвана: требованиями образовательной программы, особенностями детского коллектива, интересами учащихся и т.д.;

- реальность достижения.

Одна из традиционных ошибок педагога при формулировании целей занятий становится абстрактность или излишняя масштабность: например, не может быть за одно занятие достигнута цель воспитания у детей любви к предмету, природе или формирование комплекса ЗУНов.

Цель формулируется в зависимости от типа занятия.

ТИПЫ ЗАНЯТИЙ.

— изучения нового материала

— закрепления и развития знаний, умений, навыков

— урок формирования умений и навыков

— повторения

— проверки знаний

— применения знаний, умений и навыков

— повторительно-обобщающего урока

— комбинированного урока (он, как правило, имеет две или несколько дидактических целей)

Имеется общепринятая классификация учебных занятий по дидактической цели:

Занятия специализированные решают одну из дидактических задач:

- усвоения новых знаний,

- закрепления изучаемого материала,

- повторения, систематизации и обобщения нового материала,

- проверки и оценки знаний, умений, навыков.

и комбинированные (несколько дидактических задач решается на протяжении одного занятия).

Цели достигают через решение задач. Задачи должны раскрывать цели, конкретизировать их.

При планировании задач занятия необходимо ставить задачи с учетом возрастных особенностей обучающихся данной группы, их учебной подготовленности, воспитанности, развития.

Обучающие задачи направлены на освоение учащимися системы учебных знаний и формирования предметных умений и навыков.

- сформировать у учащихся представления о (понятия о) …;

- выявить (выявлять)…;

- познакомить, ознакомить, продолжать знакомить…;

- расширить…; закрепить…; обобщить…; систематизировать…;

- дифференцировать…; научить применять на практике…;

- научить пользоваться…;

- обучить…;

- проверить…;

- создать условия…

Например:

Закрепить учебный материал о…;

Дать понятие о…;

Сформировать умения и навыки…;

Научить сравнивать/ анализировать/ высказывать/ применять/ создавать/ систематизировать/ свободно оперировать понятиями и т.д.

Воспитательные задачи направлены на освоение, усвоение и присвоение общекультурных ценностей, формирование положительных качеств личности, социальных компетенций.

Возраст

Действие

Качества

младший школьный возраст

воспитывать

Любовь к малой родине:

● к родному дому, школе, семье, двору, микрорайону, городу

Доброжелательное отношение к окружающим:

●соблюдение правил этикета,

●доброжелательность,

● дружелюбие,

●готовность сотрудничать,

●вежливость

Умение заботиться:

●доброту,

●искренность,

●чуткость,

●общительность,

●стремление помочь,

●отзывчивость

формировать

Положительную самооценку

Потребность в самоорганизации:

●аккуратность,

●бережливость,

●трудолюбие,

●сдержанность,

●основы самоконтроля,

●скромность,

●самостоятельность,

●умение доводить начатое дело до конца,

●настойчивость,

●выдержку

Потребность в здоровом образе жизни:

●умение видеть прекрасное,

●гигиенические знания и умения,

●оптимизм,

●доброжелательное отношение к труду,

●культура труда.

Средний школьный возраст

воспитывать

Гражданские качества личности:

●интерес к общественной жизни,

● стремление помогать,

● патриотизм,

● активную жизненную позицию,

● критичность,

● оптимизм,

● общественную активность,

● чувство долга,

● предприимчивость

формировать

Положительную «Я-концепцию»:

● умение аргументировать свою позицию,

● положительную самооценку,

● самокритичность,

● оптимизм,

● уверенность в себе,

● лидерские качества,

● умение сопереживать

Потребность в саморегуляции:

● ответственность,

● самоконтроль,

●рассудительность,

● тактичность,

● терпимость,

●самостоятельность,

● умение адаптироваться к новым условиям,

● умение прогнозировать собственную деятельность,

● умение организовать свою деятельность и анализировать её

Потребность в здоровом образе жизни:

● разнообразие интересов,

● осознание своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе

старшеклассники

формировать

Положительную мотивацию на культуру жизнедеятельности:

● уважительное отношение к людям,

● общественную активность,

● интерес к культуре и истории Беларуси,

● стремление принести пользу обществу,

● понимание личного и общественного значения труда,

● осознание личной и общественной значимости образования,

● стремление к самопознанию,

● умение ставить цели и реализовывать их,

● осознание значимости результата

Потребность в общении в контексте культуры:

●умение идти на компромисс,

● тактичность,

● терпимость,

●умение доказать свою точку зрения,

●умение выходить из конфликтных ситуаций,

● знание этики семейных отношений,

● умение организовать культурный досуг

способствовать

Личностному и профессиональному самоопределению:

● формированию потребности в достижении цели (личностной и общественно значимой),

● самовоспитанию,

● формированию умения соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии,

● формированию профессионально важных качеств личности,

● оценке и коррекции профессиональных планов воспитанников

Развивающие задачи направлены на развитие познавательного интереса, способностей и задатков ребенка.

Воз-раст

Примеры формулировки развивающих задач

Младший школьный возраст

● развивать внимание/ память/ речь/ восприятие/ мышление/ воображение/ познавательный интерес,

● развивать эмоциональную сферу,

● развивать творческие способности,

● развивать любознательность, чувство удовлетворенности при освоении учебного материала,

● развивать гибкость, логичность мышления, доказательность суждений,

● развивать эстетические чувства

Средний школьный возраст

● развивать самосознание,

● развивать интерес к познавательной деятельности,

● развивать умения самовыражаться, самоутверждаться,

● развивать творческие способности,

●формировать умение посмотреть на себя со стороны, проанализировать свои суждения и поступки,

● формировать способы социального взаимодействия,

● развивать коммуникативные способности, умение жить в коллективе

Старшеклассники

● развивать познавательные и профессиональные интересы,

● развивать способность строить жизненные планы и вырабатывать нравственные идеалы,

● формировать рефлексивный тип мышления (умение провести адекватный самоанализ своих умений, качеств, поступков),

● развивать самосознание,

● развивать творческие способности