Сегодня я хочу рассказать о том, насколько сложной и неблагодарной работой является труд биржевого аналитика. Делать мы это будем на примере многим знакомой компании - "Мечела".
Итак, у нас на дворе лето 2021 года и перед нашим аналитиком стоит вполне конкретная задача - определить привлекательность акций данной компании.
Вводные условия достаточно интересные:
1) Компания на первый взгляд управляется не слишком эффективно - та же самая "Распадская" выглядит более привлекательной.
2) У компании огромные долги (пусть будет круглое число в 300 миллиардов рублей). Эти долги превышают активы компании. То есть, перед нами чуть ли не банкрот.
3) Продукция компании неудержимо растет в цене на мировых торговых площадках.
4) У компании есть привилегированные акции с зафиксированными в Уставе дивидендами - 20% от чистой прибыли по МСФО (Международный Стандарт Финансовой Отчетности). Это очень много.
5) Ценник на эти акции очень низкий.
Возникает базовая торговая идея:
Нужно отбросить негативные составляющие в виде плохого менеджмента (прибыль позволяет это сделать) и огромного долга (теперь заплатить его не является проблемой), купить привилегированные акции, дождаться объявления огромных дивидендов, а затем получить прибыль либо за счет самих дивидендов, либо за счет дивидендного ралли. Это потребует инвестиции сроком в один год, но результат должен быть отличным.
Аналитик выдает первую рекомендацию - купить немножечко акций на перспективу.
Время идет, наступает осень, аналитик продолжает копать документы и базовая идея незаметно обрастает полезными уточнениями
Например, дивидендная история говорит о том, что "Мечел" до этого момента всегда платил дивиденды по Уставу. Не пытался схалтурить, занизить сумму выплат или сделать что-нибудь еще в этом же роде.
Вдобавок, на дворе уже ноябрь, Китай массовыми объемами скупает уголь, выручка растет и это находит отражение в отчете за девять месяцев 2021 года. Он прекрасный.
Идея становится прямо-таки железобетонной. Но и курс акций за это время подрос - на бирже хватает умных людей, которые не хуже нашего аналитика способны оценить перспективы компании.
Следует вполне оправданная в данной ситуации рекомендация - нарастить пакет акций.
Наступает зима, аналитик продолжает копаться в документах и выясняет, что:
1) 40% привилегированных акций находятся в кипрском офшоре и опосредованно принадлежат главному владельцу компании. То есть, когда он платит щедрые дивиденды, то платит их в том числе и себе.
2) Часть привилегированных акций обращается в виде расписок на Нью-йоркской бирже и к ним применяются американские правила регулирования.
То есть, отменять маячащие на горизонте дивиденды владельцу компании откровенно не выгодно - мало того, что тем самым он лишит себя огромных денег, так еще и рискует нарваться на неприятности со стороны американцев. Идея приобретает твердость алмаза и начинает сверкать на солнце, подобно ограненному бриллианту.
В такой ситуации не грех дать более смелую рекомендацию - нарастить пакет привилегированных акций до максимума.
А затем случается 24 февраля
Наш герой смотрит на выпускаемые правительством распоряжения и ощущает быстро нарастающую тревогу. В первую очередь из-за того, что МинФин теперь блокирует все дивидендные выплаты за пределы страны, а на американские законы нам теперь положить огромный болт.
Аналитик спешно проверяет и перепроверяет данные, снова закапывается в бумаги...
И находит федеральный закон, согласно которому компания не имеет права выплачивать дивиденды в том случае, если после их выплаты на балансе остается слишком мало денег. Причем данный закон опирается не на МСФО, а на РСБУ (Российский Стандарт Бухгалтерского Учета). А РСБУ отражает данные только по головной компании холдинга - той, на балансе у которой обычно почти нет средств. То есть, огромные дивиденды можно совершенно спокойно не выплачивать.
Но ведь раньше-то они были? Пусть не такие огромные?
У аналитика начинают шевелиться волосы на полупопиях, он судорожно изучает документы прошлых лет и видит, что раньше головная компания в случае необходимости просто привлекала средства дочерних предприятий. Почему это делалось, вполне понятно - главному владельцу было выгодно получать много чистых денег. Но сейчас-то выплаты в офшоры отрезаны. Как он получит свои деньги? А если он их не получит. то есть ли смысл платить дивиденды всем остальным? Тем более, если закон разрешает этого не делать?
Восхитительная идея начинает покрывать сеткой мелких черных трещин. Бриллиант тускнеет, от него отваливаются первые кусочки...
Аналитик продолжает читать статьи, пытается хоть как-то оценить текущую ситуацию и с головой погружается в водоворот разноплановых новостей
1) Согласно отчету за первый квартал 22 года, на балансе головной компании есть деньги для выплаты лишь 20% от расчетной суммы дивидендов;
2) Правительство РФ заявляет, что обеспечит легкий перевод компаний из иностранных офшорных зон в наши. Требуется лишь желание владельцев;
3) "Мечел", наряду с некоторыми другими компаниями, получает специальное разрешение на продолжение обращения своих расписок на иностранных биржах. То есть, выходить из американского правового поля он не планирует;
4) Котировки акций снижаются - то есть. никакого глобального инсайда не ощущается;
5) Новостей о переводе доли владельца компании из кипрского офшора в наш не слышно;
6) Новостей о движении денежных средств между дочерними компаниями и головной компании также не наблюдается;
7) Цены на производимое компанией сырье уверенно лезут вверх, обеспечивая компанию сверхприбылями еще и в 2022 году.
И вот здесь возникает та самая кошмарная ситуация, о которой говорится в заголовке
Благодаря хитросплетению различных законов, конфликту различных систем финансового учета и чересчур сложной внутренней структуры компании дать четкий прогноз на выплату дивидендов оказывается попросту невозможно.
Их могут заплатить по полной программе - если глава компании разберется с собственными акциями, устрашится гнева американских регуляторов или же просто решит действовать в согласии с Уставом. В этом случае акции полетят вверх - и очень высоко.
Их могут заплатить в размере 20% от расчетной суммы - если глава компании не сможет перенести свои офшорные акции и расстроится из-за этого. В данном случае акции немного приподнимутся, но эффект будет не очень сильным.
Их могут снизить практически до ноля - если глава компании очень сильно расстроится и перекачает деньги со счета головного подразделения куда-нибудь еще. В этом случае акции свалятся вниз и будут болтаться внизу еще как минимум год.
Но самое забавное заключается в том, что...
...что наш аналитик, потратив кучу времени, перекопав гору документов, изучив историю выплат, Устав, законы, отчеты и черт знает что еще, в принципе не может сказать, какой из трех вариантов будет реализован на практике.
Вот как-то так и работает наша биржа
Само собой, реальная аналитика делается гораздо быстрее, чем описано в статье, а общая раскладка становится понятна не через полгода работы, а спустя примерно неделю. Но глобальные проблемы, с которыми сталкиваются российские биржевые аналитики, абсолютно реальны - "Мечел" есть и в моем портфеле, я прямо сейчас сижу, с доброй улыбкой читаю новости по этой компании, но в упор не понимаю, какое будет принято решение на грядущем совете директоров. Оно попросту не поддается объективному прогнозу.
Когда тоже решите забраться на биржу - вспомните эту статью.
Всем бобра =)