Господа, если у вас очень маленький бюджет, то либо не творите сериал, растягивая повествование, либо сделайте действие камерным (или с минимальным количеством декораций и объёмных сцен), либо уберите руки от исторических (как правило, очень дорогих) картин, и займитесь более дешёвыми проектами.
«Девять жизней Нестора Махно» - мини-сериал из двенадцати серий, выпущенный в 2007 году совместным производством России и Украины. В роли Махно – Павел Деревянко.
Описание сюжета с Кинопоиска: «Фильм повествует о жизни Нестора Махно и его «Революционной повстанческой армии». Подробно описываются основные вехи биографии революционера-анархиста: вступление в группу боевиков-экспроприаторов в период Первой русской революции, арест, «тюремные университеты», из которых он вышел после амнистии 1917 года уже сформировавшимся революционером. Его первые шаги по организации коммун в Гуляйпольском районе, формирование повстанческих отрядов, из которых выросла Махновская армия, оказавшая влияние на ряд событий гражданской войны. Разгром, эмиграция и постепенное угасание на чужбине Франции»
Интригует? Ещё как!
Я люблю исторические и полуисторические фильмы о любом периоде истории, пусть мой глубокий интерес к истории угасает где-то к периоду девятнадцатого века, а всякий интерес пропадает ко второй половине двадцатого. Я не могла упустить такой сериал. Сам Махно как персонаж исторической смуты мне не особенно интересен, но было интересно, как покажут его становление, заключение союза с красными, крестьянскую республику, борьбу с Врангелем, и, наконец, падение и эмиграция. И, спойлер: сериал показал это просто отвратительно.
Во-первых, дешевизна сериала видна издалека и невооружённым глазом. Это раздражает. Нет, конечно, от 2007 года и студий не стоило ждать шикарного исполнения и работы, там бюджет, очевидно, был полтора доширака, но всё настолько плохо, что невольно возникает вопрос: почему бы не сжать сериал? Сделайте не двенадцать серий, а четыре или пять. Учитывая, что сюжет аж никакой – никто и не заметит.
Во-вторых, исторические ляпы. Много ляпов. Очень. Например, взятие Екатеринослава на фоне бурной весеннее-летней зелени, когда события происходили зимой. И такое бросается в глаза, если хоть немного иметь представление об истории.
В-третьих, повествование выстроено нервно и до ужаса нелепо. У меня было ощущение, что это какие-то скетчи, отдельные кусочки, которые так и не сложили в фильм. Причём, написаны они по-разному сценаристами, которые, похоже, не шибко понимали, что именно создают: то у нас мучения Махно, то вольные гуляния через кадр, то какая-то сомнительная драка… к тому же есть откровенно глупые моменты, которые даже в комедию стыдно поставить. Тон сериала мечется, как будто бы создатели хотели соединить это в какой-то последовательности, создать плавность, а потом просто забили, решив, что шуба выделки не стоит и эти полтора доширака бюджета не оправдают всех стараний, а потому…и так сойдёт!
В-четвёртых, актёры… так, к Деревянко, в роли Махно у меня нет претензий. Он, конечно, далеко не любимый мне актёр, да и не похож внешне на Махно, но здесь играет забористо, однако, не настолько, чтобы тащить на себе всё это двенадцатисерийное нечто. Остальной же кастинг вызывает вопросы и желание развидеть сериал или, по меньшей мере, то, что пытается этот сериал выдать за Ленина-Троцкого-Фрунзе-Врангеля прочих. На некоторых актёров смотреть скучно до одури, куклы и то живее были бы!
p.S. Исторический сюжет всегда интересен, но чтобы его снять так, чтобы это не выглядело смехотворно, нелепо и глупо, нужно очень постараться и я верю, что создатели этого сериала постарались так, как умели. Не знаю, умели ли они не очень, или им что-то помешало, но получилось то, что получилось, и противоречивые личности и события превратились в нечто невообразимо-нелепое. Словом, смотреть на свой страх и риск. Это не тот случай, когда «всё настолько плохо, что аж хорошо», ведь до полной несмотрибельности этого сериала нужно убрать Деревянко и извлечь из бюджета полдоширака…