Найти тему
СберБизнес

День краудфандинга в России

Оглавление

Ровно 10 лет назад в России запустилась крупнейшая платформа для краудфандинга — народного финансирования. Интересный факт: одним из первых известных крауд-проектов было… строительство церкви в Сибири! Более 100 лет назад жители нескольких деревень совместно собрали на него почти 7 миллионов современных рублей. Но сам термин «краудфандинг» появился не так давно — в 2006 году.

Рассказываем о преимуществах, недостатках, отличиях разных типов финансирования и о том, как выбрать площадку и получить нужные средства.

А нужно ли?

Главный плюс краудфандинга — возможность быстро привлечь капитал в своё дело. А ещё это отличная возможность провести предварительное маркетинговое исследование, оценив спрос на товар или услугу.

Минус — большие трудозатраты: нужно не только детально презентовать проект на выбранной площадке для инвестирования, но и постоянно продвигать его, подогревая интерес аудитории. Некоторых владельцев бизнеса также пугают необходимость работы со множеством разных инвесторов и более высокие ставки по займам.

Такие разные крауды

Основных типов вложения и получения средств — три.

1. Краудфандинг

Больше всего похож на предзаказ: инвесторы не получают денежную прибыль, они финансируют за нефинансовые вознаграждения. Например, первые экземпляры товаров или сертификаты на профессиональные услуги.

2. Краудинвестинг

Краудинвестинг — покупка доли акций компании. Помогает привлечь средства профессиональных инвесторов для развития нового проекта. Этот способ развит в России меньше остальных.

3. Краудлендинг

Подойдёт для уже существующего бизнеса. С его помощью можно получить деньги на нужный срок под процент, по аналогии с привычным кредитом.

Отдельно выделяют благотворительный краудфандинг. В рамках него инвесторы безвозмездно вкладывают средства в социальные проекты.

Правила выбора площадки

Любой из перечисленных выше способов можно реализовать только на специальной инвестиционной платформе. Чтобы минимизировать риски, нужно ответственно подойти к её выбору.

  • Убедиться, что площадка включена в реестр Банка России. Это означает, что за её работой и соблюдением всех данных обязательств тщательно следит регулятор.
  • Уточнить детали: список нужных документов, размер процента за оказанные площадкой услуги, наличие комиссии за перевод средств на ваш счёт и т. д.
  • Узнать, как долго работает платформа, сколько проектов уже реализовано с её помощью и сколько находится в работе прямо сейчас.
  • Собрать отзывы — в интернете и у реальных предпринимателей, которые уже привлекли средства на выбранной площадке.
  • Изучить все пункты договора перед подписанием. При необходимости обратиться за консультацией к юристу.

Краудфандинг: просто, как раз-два-три

Делимся чек-листом, который поможет собрать нужные средства.

1. Определитесь с целью

Именно цель проекта поможет понять, какой вид краудфандинга подойдёт в вашем случае.

2. Оцените аудиторию

Проанализируйте ЦА и конкурентов, предположите возможный уровень интереса к будущему проекту. Нелишним будет и проведение предварительной рекламной кампании.

3. Выберите площадку

Помните, что от правильного выбора зависит успех сбора и будущее проекта.

4. Составьте предложение для инвесторов

Презентуйте проект на выбранной площадке, пропишите в инвестиционном предложении все свои обязательства, прикрепите к нему маркетинговый план и живое видео с описанием вашей цели.

На забудьте указать срок действия предложения, минимальные и максимальные суммы к сбору.

5. Начните сбор

Обязательно общайтесь с аудиторией, делитесь планами и отвечайте на все возникающие вопросы.

6. Заплатите налоги и рассчитайтесь с инвесторами

Краудфандинг — тоже доход, предполагающий уплату налога. И, конечно, нужно будет вернуть деньги/перевести ценные бумаги/предоставить товары или услуги инвесторам.

А вы привлекали средства в свой бизнес с помощью краудфандинга? Расскажите о своём опыте в комментариях.