Найти тему

Силовая проводка в автозвуке: материалы и технологии

Ну что, начинаем самую спорную и скандальную тему, проводка...

Сразу договоримся - если вдруг то что я расскажу не сойдется с вашей картиной мира, давайте это не будет моей проблемой? Вы или доверяете моему опыту, либо нет. Если нет - ведите себя прилично и не пытайтесь кидаться какашками. Кончится это баном, и только. Не то чтобы я прогнозирую хейт, просто по опыту. Договорились? Тогда поехали.

Тема довольно большая, потому будем есть ее кусочками.

Сразу тезис: вся проводка должна быть медная! А теперь по пунктам, почему именно так.

1. Электропроводность

Удельное электрическое сопротивление меди составляет 0,017 Ом*мм2/м в то время, как у алюминия 0,028 Ом*мм2/м. То есть, медный провод с одинаковым сечением передаст больше энергии, чем аналогичный алюминиевый почти в 2 раза (на 35% больше)

2. Стойкость к окислению

И медь, и алюминий окисляются под воздействием воздуха. Особенно это актуально в сложных условиях автомобиля. Однако у меди окисление происходит значительно медленней, и сама по себе пленка (зеленоватый налет) довольно легко разрушается, поэтому неплохо проводит ток (хотя проходимость немного ухудшается).

У алюминия же окисление происходит гораздо быстрее, а сама оксидная пленка очень плотная и плохо проводит ток. Окисленные соединения на скрутках, сжимах или клеммах чаще всего становятся причиной горения контакта.

3. Механическая прочность

Всем известно, что алюминий намного более ломкий, чем медь. особенно если усилители у вас установлены в откидной раме, то недалек тот день, когда вы отломите кусок провода. Ну и при зажимании провода в клемму нередко происходит разрушение алюминиевого провода прямо в клеммнике.

4. Теплопроводность

Данный параметр характеризует способность проводника рассеивать тепло. Чем выше коэффициент теплопроводности, тем лучше металл рассеивает тепло. У меди коэффициент теплопроводности составляет 389,6 Вт/м* °С, а у алюминия 209,3 Вт/м* °С. То есть медь почти в два раза лучше рассеивает тепло, чем алюминий.

Особенно это важно в местах соединений, где провод греется сильнее всего, например под капотом. При одной и той же нагрузке медь в два раза быстрее будет отводить тепло (точнее не нагреваться).

Ну и сам по себе нагрев от нормальной работы, например в SPL-системах большой мощности. Медь отведет значительно больше тепла.

В чем же алюминий лучше меди?

Он легче и дешевле. Ну если на вес нам в целом пофиг (если вы не яростный гонщег), то цена является для многих решающим фактором. Но не стоит торопиться, учитывайте все минусы, которые я описал выше. НЕ надо ставить себе в машину алюминиевые провода. Лучше медный электротех, но про них я расскажу в следующей публикации.

Есть еще нюанс. Иногда под видом меди вам могут продать омедненный алюминий. Как определить? Он легкий, потому что это именно алюминий. Ну и можно посмотреть на свежий срез жилы. У меди он красный, у омедненного алюминия он белый.

Еще один момент - луженая медь. Чаще всего провод лежен оловянными сплавами, но попадаются и посеребренные провода. Редко. И стоят они конских денег. Как отличить луженый и посеребренный? А вы не перепутаете, цена все подскажет.

Нужен такой провод или нет?

Ну не помешает, если готовы за это переплатить. Лужение поверхности меди оловом защищает ее от разрушительного воздействия атмосферного кислорода, повышает прочность на разрыв и устойчивость к перелому при многократном сгибании, упрощает процесс пайки.

Полуда – так называется пленка олова – также защищает медь от вредного влияния серы, входящей в состав резины и пластика, из которых изготавливается изоляция провода. Вследствие всего этого возрастает срок службы провода.

Так что в сложных условиях эксплуатации в авто, применение луженого кабеля вполне оправданно.

Так, вроде ничего не забыл? Если забыл, или есть вопросы - как всегда пишите в комментариях!