Владимир ещё совсем молодой парень – 25 лет. Но уже сейчас история его жизни вошла бы в приличную по объёму книжку: рос в детдоме, самостоятельно жить начал с 12 лет, работал в Узбекистане, затем ушёл в армию, после в Черногорске открыл собственный бизнес. С 16 лет дружил с девчонкой, на которой потом и женился. Только случилось это уже во время отсидки парня …
Отбыв часть срока в исправительной колонии, он получил второй шанс начать всё заново. Теперь каждый день на исправительных работах приближает его к свободе. К слову, это шанс не только для таких, как Владимир, но и для республики, которая с помощью исправительных центров может решить проблему с кадрами.
Не сидеть взаперти.
Первый в Туве исправительный Центр (ИЦ) для мужчин, осуждённых к принудительным работам, появился только в 2019-ом. С жителем Черногорска мы разговаривали во дворе Центра с беседкой и волейбольной площадкой, огороженного все же колючей проволокой — объект находится на территории колонии-поселения в УФСИН России по РТ.
Вместе с Владимиром в центре живут ещё 32 осуждённых. По сути, это небольшое общежитие со спальной комнатой, где в несколько рядов кровати с тумбочками, у одной стены — шкафы для одежды. Есть досуговая комната с телевизором, кухня, где осуждённые готовят из собственных продуктов, комнаты, где можно постирать и принять душ. Вот, в принципе, и все.
К слову, за коммунальные услуги постояльцы Центра платят из своей зарплаты. Это вполне закономерно. В отличие от исправительных работ, где осуждённые могут жить дома и работать, люди, которым назначены принудительные работы, обязаны жить только на территории исправительного учреждения. А это может быть весьма длительный срок — от двух месяцев до пяти лет. Самый «долгий» постоялец находился в ИЦ восемь лет. И все же, как говорит Владимир, отбывающий наказание по 228 статье, такая альтернатива лишению свободы, лучше, чем быть взаперти.
История первая
После трёх с половиной лет проведённых в колонии, сегодня Владимир работает автослесарем на станции техобслуживания с зарплатой 18 тысяч «со всеми удержаниями». Из заработной платы осуждённого в доход государства удерживают от пяти до двадцати процентов. Навыки автослесаря приобрёл ещё на свободе, даже открывал своё СТО. В колонии получил дополнительные знания и две дополнительные профессии: каменщика и машиниста теплоэлектростанции.
Его навещает жена. Вместе они считают дни до окончания срока. В центре Владимир уже полгода, осталось ещё полтора. После чего молодая пара планирует открыть автосервис в Сочи, куда уже переехала супруга. Адаптация в Центре идет гораздо быстрее, как и срок, заключил парень.
Постояльцам центра разрешено пользоваться телефонами, компьютерами. На выходных осуждённые получают увольнительные, и сутки, к примеру, можно провести дома. А на работе, как и предписано Трудовым кодексом, через полгода положен отпуск на 18 календарных дней. Его Владимир с женой планируют провести за пределами республики.
Ещё одного шанса не будет
Как рассказал начальник исправительного центра Андрей Пресняков, одни сюда приходят сразу из зала суда. Других направляют также по решению суда, удовлетворившего заявление осуждённого, который часть срока уже отбыл в колонии, на смягчение наказания. Оставшийся срок ему заменяют принудительными работами с проживанием в Центре.
-Бывает, что осуждённые устраивают потасовки, нарушают режим?
- С момента открытия Центра потасовок не было ни одной. А нарушения режима в первое время случались, люди почувствовали себя на воле. Но этих ошибок им не простили – вернули обратно. Сегодня осуждённые к принудительным работам безоговорочно выполняют правила внутреннего распорядка исправительного центра, не покидают его в ночное и не рабочее время. А в выходные и праздничные дни - только с разрешения администрации. В случае отказа от работы, употребления спиртных напитков или наркотических веществ, мелкого хулиганства, неповиновения сотрудникам администрации или их оскорбления, человек считается злостным нарушителем. Тогда один путь – обратно в колонию.
Человек со статьёй
Осуждённых могут трудоустроить на предприятия практически всех форм собственности, с которыми заключён договор, и на объектах УИС Тувы. Исключение составляют пока лишь ИП. В связи с этим законопроектом предлагается внесение соответствующих изменений в статьи 60.1, 60.7, 60.8, 60.9 УИК РФ. С принятием поправок не только организации, но и индивидуальные предприниматели смогут обеспечивать занятость осуждённых, которым назначены принудительные работы.
Тем более что спрос на разнорабочих, грузчиков, дворников, а при наличии специальных навыков или образования — на должности поваров, слесарей, маляров, сварщиков в регионе огромный.
- Много предпринимателей согласны принять на работу человека со статьёй?
- Ещё полтора года назад трудоустроить осуждённых в частные и муниципальные организации было проблематично. Сегодня всё кардинально поменялось. Руководители сами обращаются к нам с такими предложениями. Практика показала, что наши подопечные в качестве работников более дисциплинированные, пояснил Андрей Юрьевич. Что важно: получив на руки заработную плату, не растворяются в неизвестном направлении. То же самое касается ситуаций, когда работа вдруг не понравилась.
Лучше, чем люди с улицы. История вторая
Если посмотреть совсем уж объективно, бизнесменов мотивирует, в том числе, и минимальная зарплата таким сотрудникам. Хотя, как резонно заметил Дмитрий Ким, управляющий ООО «Галактика», бизнес в первую очередь заинтересован в качественном и добросовестном труде. Для осуждённых всегда есть перспектива роста, а увеличение объёмов продукции, конечно, влечёт прибыль. На предприятии, специализирующемся на производстве и продаже строительных материалов, работают семеро осуждённых из исправительного Центра. Отзывы о них только положительные. «Лучше, чем люди с улицы, вольнонаёмные. За восемь лет работы постоянных работников у нас осталось трое. Текучка. В сезон штат расширяется до 20 человек. Судите сами…»
Уроженец Турана Алексей, бывший военнослужащий проник в чужой дом и забрал, как он рассказал корреспонденту, свои же вещи – электроплиту и чайник: «Оказывается, так поступать было нельзя… без хозяина — в чужой дом…». В итоге — два года принудительных работ. Больше года Алексей изготавливает кирпичи в той же «Галактике». После окончания срока собирается жениться и остаться на этом производстве.
- В 2022 году Президент Российской Федерации дал поручение о создании в каждом субъекте Российской Федерации в 2022 году не менее 400 мест в исправительных центрах, на базе регионального имущества, имущества предприятий и организаций.
Владислав работает на погрузчике в «Галактике». Исправляться трудом ему осталось ещё три года. Говорит, что исправительный центр — это ещё не свобода, но уже не тюрьма. Но лучше вовсе не попадать ни сюда, ни в колонию. Воля есть воля…
Здесь будет исправительный центр
Бизнес-сообщества республики проявляют интерес к данному виду наказания и начинает создавать на своих предприятиях места для проживания и привлечения к труду осуждённых к принудительным работам. Сегодня в Туве решается вопрос о создании исправительного центра на 100 мест на базе ООО «Верба».
Как рассказал гендиректор ООО Денис Тюлюш, предприятие — участник программы Индивидуально-ускоренного развития региона в ближайшее время закончит строительство лесоперерабатывающего комплекса с полным циклом мощностью 120 тысяч кубометров деловой древесины, включая пиломатериал разных видов, строганную продукцию, а также древесноугольные брикеты. В производстве будет задействовано всего 150 сотрудников, треть из которых — подопечные исправительного центра.
Рядом располагается уже готовое к проживанию новое здание общежития. Стороны договариваются о создании на его базе второго исправительного центра для 100 осуждённых к принудительным работам. В планах дальнейшее сотрудничество и УФСИН и строительство ещё одного здания ИЦ на сто человек.
История третья. Творческая
В основном подопечные исправительного Центра заняты на строительных производствах, возводят дамбы, многоэтажные жилые дома, либо благоустраивают, убирают Кызыл. Но есть и те, кто трудится в творческих мастерских.
В арт-студии «АРТХА» работает один не свободный художник Влад, отбывающий срок на чужбине. В родном Ярославле молодой парень расписывал витражи, создавал граффити, а ещё писал музыку и…увлекался химией. Это увлечение и привело его в «казённый дом». Влада посадили за изготовление наркотиков и взрывчатки. Художник-мастер декоративно-прикладного искусства с прошлого года занимается по специальности: создаёт дизайны оформления футболок, рекламных баннеров, сувенирной продукции. В июне он рассчитывает выйти по УДО.
Всем «увлечённым химией» Владислав просил передать, что ни одно увлечение не стоит того, чтобы лишаться свободы. «Здесь встретил много людей, которые изначально не были криминального склада ума. Но так получилось…»
Н. Черноусова