Прежде чем разбираться в тонкостях, необходимо понять, для какого товара вообще нужна фасовка. Ответ простой: практически для любого. Чаще всего с фасовкой связана продажа продуктов питания, но думать, что упаковывают только еду, не стоит — на самом деле распихать по сеткам и коробкам можно почти все на свете. Разумеется, фасовка нужна не только для удобства поставщиков и потребителей, но и для того, чтобы продать товар по более выгодной цене. Для продавца, конечно же.
Единственное разумное исключение — продукция брендов. Грубо говоря, не стоит паковать вместе «Пепси» и «Кока-колу» — в таком случае всю возможную прибыль рискуете потратить на юриста, защищающего вас в суде, куда вас обязательно потащат разобиженные представители именитых компаний.
Фасовка — это не всегда банальное распихивание товара по упаковкам. Иногда цепочка усложняется, как, к примеру, в случае с торговлей рыбой. Прежде чем засунуть рыбеху в вакуум, ее необходимо почистить и всячески обработать, что тоже является частью фасовочного процесса со своими расходами, которые необходимо учитывать при формировании цены и составлении конкурентоспособного предложения. Во время переработки товара гарантированно появится выработка — некое количество продукции, оставшейся после фасовки, о чем тоже стоит помнить, разрабатывая бизнес-стратегию.
Конечно же, это не значит, что вам придется самостоятельно организовывать весь производственный процесс — лучше всего делегировать эту задачу специальным фасовочным предприятиям, оказывающим профессиональные услуги по упаковке с учетом всех особенностей товара и применением специального оборудования. Разумеется, вы можете купить все необходимое и наладить собственный процесс, но чаще всего выгоднее и проще доверить работу мастерам своего дела. В общем, считаем и смотрим, что эффективнее именно в вашей ситуации.
Выбирая фасовочную компанию, не забывайте внимательно исследовать рынок. Все предприятия заявляют разные цены на услуги, поэтому не спешите хвататься за первое предложение. Исполнителей хватит на всех.
Задумываясь о необходимости фасовки лично для вашего бизнеса, помните о том, что вы добавляете в свою товарную цепочку новое звено и автоматически меняете потребительскую аудиторию. Грубо говоря, если вы порезали десять тонн продукта, то вам придется продавать его по частям. Один оптовик с рынка вряд ли купит у вас все десять тонн фасованной продукции, зато появится несколько мелких покупателей, которых привлечет ваш упакованный товар. К примеру, фасовка очень нравится торговым сетям, небольшим магазинам и торговым домам, работающим на свою клиентуру.
Принимая решение фасовать товар, необходимо учесть ряд факторов:
1. Закупочную стоимость.
2. Расходы на транспортировку до места фасовки.
3. Цену на услугу фасовочной компании и закупку упаковочного материала, который бы соответствовал особенностям товара, вкусам потребителей и требованиям рынка. Не забудьте о полиграфии — вы должны знать, сколько будет стоить каждая упаковка с учетом всех этапов ее производства.
4. Выработку товара — остатки продукции не должны перекрывать вашу прибыль.
5. Стоимость хранения товара на складе фасовщика и срок, в течение которого вы будете забирать товар.
6. Доставку до вашего склада. Конечно же, вы можете отправить товар сразу клиенту, но чаще всего приходится какое-то время подержать продукцию у себя.
Просчитав все «за» и «против» и сформировав цену, проверьте, удалось ли вам создать конкурентное предложение, чтобы успешно выйти на общий рынок. Даже если вы поняли, что фасовка вам нужна, не спешите запускать процесс. В первую очередь определитесь с рынком сбыта, а уже потом бросайтесь рисовать этикетки и паковать продукцию. Ваша главная задача на данном этапе — узнать, как и кому вы будете продавать тот самый товар, который мысленно уже распихали по пакетикам. Для начала думаем о сбыте, особенно если имеем дело со скоропортящимся товаром.
Важнейший этап — подготовка коммерческого предложения и прайса еще до заказа товара и фасовки. Все свои действия переводите в цифры, а уже потом «набиваете» потенциальных клиентов, проводя переговоры с компаниями, рыночными торговцами, мелкими оптовиками и представителями сетей и торговых домов. Как только вы осознаете, что вам есть кому продать товар, можете приступать к заказу продукции. Единственное исключение — случай, когда оптовый покупатель сам выходит на вас и делает стабильное предложение, правда, бывают такие чудеса довольно редко. Конечно, бизнес лучше идет у оптимистов, но не стоит забывать о том, что из десяти согласившихся с вами работать клиентов примерно трое потеряются по дороге от слов к делу.
Работу лучше начинать с пробной партии товара, от которой не стоит ждать больших заработков. Первая партия всегда тестовая. Ваша задача в данный момент — не заработать, а понять, как пойдет процесс, и изучить его особенности. Если не отработали в минус — уже хорошо. Также при помощи пробной партии вы поймете, какие вам нужны объемы, как быстро они будут продаваться и как вам необходимо заказывать продукт, чтобы не допускать простоя и сохранить клиентскую базу.
Планируя торговлю, обязательно учитывайте возможности поставщика, чтобы не столкнуться с отсутствием товара в самый неподходящий момент. Надежность фасовщика — тоже немаловажный фактор. Чтобы не связываться с простоями, задержками поставок и вечной нехваткой продукции, рекомендуется вводить штрафную систему. Фасовочные компании почему-то начинают работать лучше и быстрее, если понимают, что за косяки они расплатятся собственными деньгами, а не просто потерей клиента.
Обратите особое внимание на качество товара. Оно должно быть не просто хорошим, а стабильно высоким. Помните, что вы формируете клиентское мнение и ожидание: те, кто раскупил ваш хороший продукт, рассчитывают, что в будущем они будут покупать товар как минимум не хуже. Если вы подведете клиента, он перестанет потреблять вашу продукцию, и ему наплевать на то, что вам просто попалась неудачная партия, и на ваши проблемы в целом.
Расширяйте ассортимент — стоимость фасовки все равно не изменится, зато вы увеличите линейку предложения и сможете продать больше отдельно взятому клиенту, который тоже заинтересован в последующем сбыте приобретенной у вас продукции.
Также важно успевать не только продвигать свой продукт, но и мониторить деятельность конкурентов. Наблюдайте именно за теми, кто занят в вашей нише, не распыляясь на других представителей рынка.
Выводы:
➢ Учитывайте расходы на фасовку в процессе формирования цены товара и конкурентоспособного предложения.
➢ Не стоит на первоначальных этапах тратиться на собственное фасовочное оборудование — намного проще воспользоваться услугами специализированных компаний. Уделите особое внимание цене, скорости и качеству работы фасовщиков. Не закупайте товар, пока не определитесь с исполнителями.
➢ Помните, что после фасовки ваша привычная клиентская база изменится. Сначала найдите заказчиков, готовых купить товар, а потом уже принимайтесь фасовать продукцию.
➢ Следите за тем, чтобы выработка не перекрывала ваш интерес. Лучше еще раз все просчитать, чем остаться в минусе из-за собственной невнимательности.
➢ Всегда запускайте перед началом основной работы тестовую партию и не ждите от нее большой прибыли. Ваша задача на данном этапе — наладить рабочий процесс.
➢ Договариваясь с клиентом о поставках, не забывайте учитывать возможности ваших поставщиков и фасовщиков, чтобы не столкнуться с нехваткой товара и не сорвать сроки поставок, что особенно актуально, если вы работаете с сетями.
➢ Не разочаровывайте своих клиентов и не обманывайте их. Если пробная партия была отменной, то и в дальнейшем качество должно быть не хуже.
➢ Следите за деятельностью конкурентов и расширяйте ассортимент, исходя из потребительского спроса и собственных возможностей.
Лично я рекомендую вам не начинать путь в оптовой торговле непосредственно с фасованного товара — заходить в эту схему необходимо хотя бы с минимальным опытом, когда вы научитесь проводить основные процессы и поэтапно решать стоящие перед вами задачи. А в целом нет ничего невозможного, ведь фасовка — это всего лишь один из путей продвижения вашего товара, надежный и доступный, хоть и со своими особенностями.