Найти тему
Живопись

Художник Николай Александрович Сергеев: воздух, полный света

Сергеев Н.А., «Березы»,1899, холст, картон, масло, 25,8 х 25,7 см, частное собрание
Сергеев Н.А., «Березы»,1899, холст, картон, масло, 25,8 х 25,7 см, частное собрание
Картины Николая Александровича Сергеева отличала виртуозная работа со светом. Умение творить иллюзии «осязаемого», обладающего выраженной температурой и влажностью световоздушного пространства, которому мастер неизменно отдавал центральное место в композиции.

Фактурные мазки и неожиданные контрасты как следствия смелых и свежих тоновых решений — вот и вся формула успеха мастера. Теоретически простая, как всё гениальное. И совершенно неповторимая на практике, как всё уникальное.

Сергеев Н.А., «Яблони в цвету»,1895, холст, масло, Томский областной художественный музей
Сергеев Н.А., «Яблони в цвету»,1895, холст, масло, Томский областной художественный музей
Сергеев Н.А., «Сад»,1899, холст, масло, Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Сергеев Н.А., «Сад»,1899, холст, масло, Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Свет, привнесённый на холст быстрой кистью Сергеева, наделял полотна особой аурой безмятежности. Внушал спокойствие, располагал аудиторию к неспешному течению мысли и плавному «дрейфу» эмоций при переходе от одной картины к другой.

Сергеев Н.А., «Утро на реке»,1898, холст, масло, частное собрание
Сергеев Н.А., «Утро на реке»,1898, холст, масло, частное собрание
Сергеев Н.А., «Сбор яблок в Черниговской губернии»,1898, холст, масло, частное собрание
Сергеев Н.А., «Сбор яблок в Черниговской губернии»,1898, холст, масло, частное собрание

Что характерно: для достижения такого вот волшебного эффекта нашему герою не требовалось прибегать к стандартной уловке коллег. Все мы прекрасно знаем, дорогой читатель, как часто и охотно пейзажисты старой школы «замыкали» перспективу картины в жёсткие рамки геометрических доминант. Ограничивали панораму при помощи стены леса, свода облаков, яркого марева близ горизонта. Направляли взгляд аудитории вдоль изгиба реки, манили крутым поворотом дороги или взлётом на склоны холма и так далее...

Сергеев Н.А., «Тоня на Днепре»,1889, холст, масло, Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачева
Сергеев Н.А., «Тоня на Днепре»,1889, холст, масло, Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачева
Сергеев Н.А., «Пасека», 1885, холст, масло. 111 x 196 см
Сергеев Н.А., «Пасека», 1885, холст, масло. 111 x 196 см

Да, безусловно, пейзажи Николая Александровича Сергеева включали в себя те же элементы. Но никогда не «опирались» на них как на некие несущие. Игры рефлексов и бликов в тихо мерцающем, заполненном светом пространстве на картинах Сергеева с успехом выполняли ту же самую роль. Направляли сюжет, канализировали эмоции зрителей, вскрывали глубинные смыслы...

Сергеев Н.А., «Звезды догорают», 1889, холст, масло, 105 х 151,5 см, Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачева
Сергеев Н.А., «Звезды догорают», 1889, холст, масло, 105 х 151,5 см, Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачева
Сергеев Н.А., «Полевые цветы.Этюд», начало ХХ, холст, картон, масло, 9 х 14,3 см, частное собрание
Сергеев Н.А., «Полевые цветы.Этюд», начало ХХ, холст, картон, масло, 9 х 14,3 см, частное собрание

Именно ставка на свет позволила мастеру брать «непричёсанные», лихие южнорусские пейзажи и практически без изменений переносить на холсты. Чистая констатация реальности, не более того.

Сергеев Н.А., «У пруда»,1892, холст, масло, частное собрание
Сергеев Н.А., «У пруда»,1892, холст, масло, частное собрание

Вся работа по сотворению магии искусства ложилась на главный талант Николая Александровича: нарушать все писаные и неписаные правила науки об оптимальных сочетаниях цветов и формировании контрастов, но всë равно творить прекрасное.

Сергеев Н.А., «После грозы»,1892, холст, масло, частное собрание
Сергеев Н.А., «После грозы»,1892, холст, масло, частное собрание

Знаете, дорогой читатель, как это бывает: если оркестр играет сложную, странную, не совсем привычную, но приятную слуху мелодию, зал получает удовольствие и готов довериться дирижеру, открыв своë сердце навстречу его музыке. Но если в знакомом, всеми любимом, сто раз слышанном произведении фальшивит хотя бы один инструмент: прощай, таинство музыки. Зритель не простит всему коллективу музыкантов ошибки одного из них, и «обыкновенное чудо» не случится.

Сергеев Н.А., «Туман. 1897, холст, масло. 45 x 37 см, Переславль-Залесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Сергеев Н.А., «Туман. 1897, холст, масло. 45 x 37 см, Переславль-Залесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Вот точно так же происходило в случае с картинами Николая Александровича Сергеева. Порою они «играли» странную, непривычную для ценителей классических пейзажей начала XX века мелодию красок и форм. Но та безупречность, с которой Сергеев заставлял трудносовместимые тона, разнохарактерные текстуры и по-разному отражающие свет рельефы исполнять стройную и содержательную «мелодию» живописного произведения, решала дело. Это были идеальные «элегии света», рождавшиеся из равновесия противонаправленных технических приёмов. В прямом смысле — из воздуха, наполненного светом. И это было гениально.

Автор: Лёля Городная.