Статья-комментарий к видео.
Эрнст Кассирер (28.07.1874-13.04.1945) - традиционно считается принадлежащим к течению марбургского неокантианства, кроме того, приверженцем либеральных взглядов. Помимо Э.Кассирера, к Марбургской школе принадлежали - Герман Коген и Пауль Наторп. Взгляды и исследования неокантианцев повлияли на философские взгляды Н.Гартмана, Э.Гуссерля, Г.Гадамера.
Кассирер прожил очень плодотворную и насыщенную жизнь, создал не только собственную философскую систему, но и значительные труды по истории философии. Такое сочетание, на самом деле, не столь уж часто встречается. Обычно собственные взгляды меняют угол зрения и творцу концепции уже не до чужих систем. Тем не менее, труды Э.Кассирера по философии Лейбница, Канта, Руссо, по ренессансному гуманизму - до сих пор не утратили актуальность.
" Опыт о человеке" - сочинение не только о человеке. В большей степени оно касается вопроса человеческой культуры и её организации в мировом порядке. Ключевым термином для автора здесь является вопрос "символических форм", то есть знака, символа, который и обуславливает возможность возникновения этой культуры.
В 1920-х годах он исследует больных афазией в клиниках Гамбурга и Франфурта-на -Майне. Афазия - полная или частичная потеря речи, которая возникает у взрослых людей из-за повреждений мозга. Кроме того, он изучает труды Якоба Иоганнеса фон Икскюля по биологии и его рассуждения о своеобразии взглядов на мир каждого живого существа. Знаменитый пример с клещом Икскюля произвел неизгладимое впечатление на многих философов ХХ века.
Да и в философском дискурсе отсутствует единый взгляд на то- что же есть человек? И как он думает?
"Нельзя, сказал Платон в «Республике», — внести истину в душу человека, как нельзя заставить видеть слепого от рождения. Истина по своей природе — дитя диалектической мысли. Прийти к ней можно только в постоянном сотрудничестве субъектов, во взаимном вопрошании и ответах."- пишет Кассирер в своём небольшом историческом обзоре, в начале "Опыта о человеке". Человек всегда стремится к знанию, перефразируя Аристотеля, причем самыми разными способами. Сомнения, которые одолевают его на этом пути-неотъемлемая часть этого самого пути. Стоики утверждают, с одной стороны - единство с природой, а с другой-независимость нашего ума от неё. "Таков, двойственный характер этой стоической «невозмутимости» (ataraxia).".
Патристика и схоластика ставят антропологический вопрос как возможность обретения божественной благодати. Новое время - вносит свои коррективы- "Новая космология, гелиоцентрическая система, введенная трудами Коперника, — это единственная прочная научная основа новой антропологии.".
Современники Кассирера постулируют крайнюю противоречивость и запутанность мысли о человеке. «Никогда еще в человеческом познании, — заявил Шелер, — человек не был более проблематичным для самого себя, чем в наши дни. У нас есть научная, философская и теологическая антропология, каждая из которых ничего не знает о других. Мы, следовательно, не обладаем более никакой ясной и устойчивой идеей человека. Возрастающее число частных наук, занятых изучением человека, скорее путает и затемняет, нежели освещает наше понятие человека».
Кассирер не может согласиться с позитивистскими установками и голым "исчислением импульсов", полученными только эмпирическим путем. И в этом, конечно, сказывается влияние Канта и его априорные синтетические суждения как единственная возможность расширения нашего знания. Как мы собираем и классифицируем полученные сведения? Для Кассирера такой объективацией служит именно знак.
Все живые существа ограничены определённым алгоритмом. в который Икскюль называет "функциональным кругом". То есть, они получают раздражение извне и реагируют на него естественным для них образом. Человек, помимо рецепторов (восприятий) и реакций (эффектов), владеет также символической системой. Сюда Кассирер относит, прежде всего, язык, а также - религию, науку, искусство. Принцип символизма есть ключ к пониманию человеческой природы. Он абсолютно универсален и при этом, гибок и изменчив. Каждая культура, вернее, каждая её разновидность - пользуется своим собственным символическим, культурным кодом. Приведу известную цитату автора в завершение - "Вместо того чтобы определять человека как animal rationale, мы должны, следовательно, определить его как animal symbolicum. Именно так мы сможем обозначить его специфическое отличие, а тем самым и понять новый путь, открытый человеку — путь цивилизации."
#философия, неокантианцы, антропология