Заметки эстетика. 🎻Gala Скобелева
667
подписчиков
-Мастерская смысла, впечатлений и музыки …
О проведении времени
Думаю, что наиболее ценный навык сегодня - это умение "проводить время". Не тратить его, не убивать, а проводить. Причем ценность эта неосознанно присутствует в восприятии на самом простом и бытовом уровне. Сколько людей смотрит на "тихие уютные влоги" или /вечера/дни какой-нибудь милой девочки, хотя казалось бы, что они там такого видят? "Последовательность ощущений и ощущение последовательности - не одно и то же"- заметит Э.Гуссерль в своих "Лекциях по феноменологии внутреннего сознания времени"...
Приключения
Приключения начинающего эпикурейца и надувательство в сети. В этом году наконец-то дошли руки до моего маленького садика. Принялась за работу и изучение вопроса со свойственным мне увлечением. Весной, при малейшей возможности, ездила хоть на пару часов. Сад Эпикура, конечно, предполагает безмятежность. В реальности, для того чтобы он был нужно потратить не один год усилий. Но меня ли остановить? Посажено много, из разных садоводческих магазинов. Гладиолусы взошли, зелень показалась, старые посадки повеселели...
Блаженный народец, собирающий мёд, не склонный к страстям Венеры- Вергилий "Георгики",кн.4- "195 (Так при волне неустойчивый челн песком нагружают) В лапках несут и, качаясь, летят средь бездны пустынной. Ты удивишься, как жизнь подобная по́ сердцу пчелам! Плотский чужд им союз: не истощают любовью Тел своих, не рожают детей в усилиях тяжких." Вергилий считает, что Юпитер миловал пчел и даровал им возможность работать в радость, без надрывов, вспахивания плугом и даже "выгорания". Почему так? Потому что пчелы потчевали его в Дикиейской пещере. Таким образом, они ближе к Золотому веку, чем человек. Знали ли сами пчёлы о ком заботятся интересно?
В эпоху Нового времени появляется множество разнообразных наук, включая прикладные знания в духе камералистики (умения вести себя при дворе), или наука о кофе, о том как писать трактаты или даже -и из заголовки. Напоминает о многочисленных "инфопродуктах" и курсах по копирайтингу и тп. Вопрос в том, что все эти знания имеют свойство устаревать и, кроме того, захламлять пространство и время, если не суметь ими распорядиться. Для чего существует философия? В том числе, для того чтобы отсечь лишнее и выявить необходимое - вам лично. Это не единственное ее свойство, но весьма актуальное - особенно, в современном мире.
Что провоцирует перечитывать книги или повторять сыгранную музыку? Последнее у меня лично связано, конечно же, с желанием "улучшить и переделать". Но и не только. Хочется заново пережить, обновить забытое с новым собой. Ибо, река времени, обновление клеток, череда событий. А тут цветущая весна, скоро лето. И господин Пруст вернёт ощущение цветения и тепла - "как есть". "Много лет уже, как от Комбре для меня не существовало ничего больше, кроме театра драмы моего отхода ко сну, и вот в один зимний день когда я пришел домой, мать моя, увидя, что я озяб, предложила мне выпить, против моего обыкновения, чашку чаю. Сначала я отказался, но, не знаю почему, передумал. Мама велела подать мне одно из тех кругленьких и пузатеньких пирожных, называемых Petites Madeleines, формочками для которых как будто служат желобчатые раковины моллюсков из вида морских гребешков. И тотчас же, удрученный унылым днем и перспективой печального завтра, я машинально поднес к своим губам ложечку чаю, в котором намочил кусочек мадлены. В то самое мгновение, когда глоток чаю с крошками пирожного коснулся моего неба, я вздрогнул, пораженный необыкновенностью происходящего во мне. Сладостное ощущение широкой волной разлилось по мне, казалось, без всякой причины. Оно тотчас же наполнило меня равнодушием к превратностям жизни, сделало безобидными ее невзгоды, призрачной ее скоротечность, вроде того, как это делает любовь, наполняя меня некоей драгоценной сущностью — или, вернее, сущность эта была не во мне, она была мною. Я перестал чувствовать себя посредственным, случайным, смертным. Откуда могла прийти ко мне эта могучая радость? Я чувствовал, что она была связана со вкусом чая и пирожного, но она безмерно превосходила его, она должна была быть иной природы. Откуда же приходила она? Что она означала? Где схватить ее?"
Для русской культуры это время всегда ощущается особо. И тема воскрешения, "совлечения ветхого человека" - в нашей литературе представляется одной из основных - тут простор велик - "Мертвые души" Гоголя, герои Достоевского, Толстого, софийное отношение к природе в поэзии, русский космизм. Воспитанник и пестователь пасхальной мысли, Н.Федоров скажет, что " Бог воспитывает человека собственным его опытом; Он- Царь, который делает все не только для человека на и чрез человека". Что же, да будет опыт, всякий и разный. С Праздником, Христос Воскресе!
Перечитывание Шопенгауэра способствовало некоторому углублению в историю психиатрии. В эпоху Просвещения, особенно немецкоязычного, философы- идеалисты некоторым образом способствовали развитию психиатрии. Это заявление со всей серьезностью. Поскольку появилась школа т.н."соматиков", которые полагали, что душа бессмертна, болеть не может и заболевает лишь оболочка. 🖋 Иоганн Христиан Рейль (1759-1813), немецкий медик, физиолог, философ, отчасти, представитель "соматического" направления. Благодаря нему постепенно меняется отношение к умалишённым. Рейль считал, что не следует множить причин для объяснения явлений, а медицине следует опираться на строгий детерминизм, а не на умозрительные идеалистические конструкции. В последние годы жизни Рейль много изучает мозжечок и таким образом, открыл множество особенностей его строения - т.н. "пучок Рейля", "дугообразная борозда Рейля", "треугольник Рейля". Критикует современные ему сумасшедшие дома- Мы заключаем этих несчастных в заброшенные тюрьмы за городской чертой, в сырые темницы, мы бросаем их в цепях гнить в сырых подвалах». Детерминизм - детерминизмом, да, но методы лечения - художественный психиатрический театр, сенсорное воздействие в темноте (рукой скелета или кошачьим криком). Занятные эксперименты для строго-научной базы, с опорой на доказательства
Теофиль Готье в своем романе "Мадемуазель Мопен"- поет оду искусству, как привилегии и воплощению свободы. Нет у него ничего общего с актуальностью, с изменчивыми вкусами, более того, прекрасное - всегда первично по отношению к полезному. Готье считает, что лучше отказаться от картошки, чем от роз и лучше перестать быть французом (неслыханная дерзость!), но увидеть картину прерафаэлитов живьём. Мистериальность весны на картинах Дж.Уотерхауса, для меня субъективно, острее ощущается в это время года. И весной кажется, что ты можешь "совпасть", слиться с этим всем, пробуждающимся и звенящим. Более, чем когда либо. Иллюзия, наверное, но "тьмы низких истин нам дороже нас возвышающий обман". "Песня весны", "Психея открывающая дверь в сад Амура"
Про ценности Люди восхитительно противоречивы. Недавно один мой знакомый сокрушался, как мало он успевает читать. И как много тратит времени на какую-то несущественную ерунду, о которой в конце дня даже не помнит. Понимаю, поскольку и сама часто думаю в духе - столько работы сейчас, надо готовиться, ответственность итп. В итоге, не делаю того, что любому человеку важно - не выбираюсь на выставки, не слушаю нового, не смотрю новых спектаклей (ладно, сегодня, надеюсь, успею сходить)). Конечно, моя работа связана с чтением текстов , музыкой и искусством, самоочевидно, что я с ними постоянно. Но тем более важно- менять "картинку" впечатлений, иначе что ты можешь создать? Между тем, даже знакомые айтишники говорят, что им после походов на концерты легче работать. В общем, кто хочет читать и говорить о солнечной и парадоксальной утопии Томазо Кампанеллы, слушать итальянских "художников скрипки", не побоюсь этого слова, тот может прийти в это воскресенье, в 14:00, в Галерею на Трубной. Всего на час, ну и галерею можно посмотреть заодно. Самой интересно, не была там.Ссылка galina-skobeleva.timepad.ru/...035
В романе "Другие берега" Владимир Набоков напишет о внезапном осознании себя как "вовлечённого" во время, в возрасте 3х лет. Когда ребенок осознает, что я есть я, а они (родители)- другие. И мы принадлежим счету этого времени как стихии между двумя темными безднами вечности. 1902 год, лето, прогулка с родителями: "При этом втором крещении, более действительном, чем первое (совершённое при воплях полуутопленного полувиктора, — звонко, из-за двери, мать успела поправить нерасторопного протоиерея Константина Ветвеницкого), я почувствовал себя погружённым в сияющую и подвижную среду, а именно в чистую стихию времени, которое я делил — как делишь, плещась, яркую морскую воду — с другими купающимися в ней существами»
Валентина Ходасевич, театральная художница , оставившая очень интересные "Портреты словами" о своих современниках. К примеру, Владимир Евграфович Татлин. Он организовал совместную мастерскую в Москве, на Остоженке, подрабатывал написанием икон. В компаньонах-Веснины, Фальк, Денисов и приглашенная Валентина Ходасевич. К 11 приходили натурщики, Татлин сам мыл пол, топил печку и веселил всех игрой на бандуре. Весьма виртуозной, надо сказать . И время они проводили весьма насыщенно. "Татлин вставал рано, так что кто хотел, мог приходить до натурщиков. Бывало - кто-нибудь ставил натюрморт. Иногда мы брали ещё модель на вечерний рисунок и наброски. Одним словом, все были увлечены работой, разговорами, спорами и быстро сдружились ". А я вчера, пообщавшись с художниками, вспомнила об этой книге).
Середина года
Рождественская пора для меня, скорее, середина года, чем какое-то завершение. Но время чудесное, несмотря на всю мою любовь к весне (и Пасхе - как самому любимому празднику). А вообще, отличный год был. Ютюб подрос ещё на тысячу человек, там выложено 361 видео. Хотя вообще не рекламирую, шортсы делать ленюсь. Сообщество ВК тоже понемногу растет, без рекламы, подписываются люди ( спасибо вам, люди). Видимо, есть ценность в таких начинаниях. Даже бусти подрос немного, хотя я его почти не вела...