Найти тему
FinBuilding

МТС и дивиденды в долг.

Оглавление

Сразу отмечу, что все описанное далее - это не реклама, а лично мой субъективный взгляд на ситуацию в МТС, а также на рынок развлечений/досуга и e-commerce.

Как писал в обзоре по российскому рынку, МТС объявил дивиденды за 2021 год - 33,85 рублей на акцию без учета промежуточных дивидендов. С учетом промежуточных, могут выплатить больше 44 рублей.

Разумеется, сразу и снова пошли разговоры о том, что дивиденды в долг, ведь прибыли не хватает на выплату даже без учета промежуточных дивидендов.

Давайте сначала обратимся к финансовой отчетности за 1 квартал 2022 года.

Отчет за 1 квартал 2022

  • Выручка: 134,4 миллиарда рублей или +8,5% год к году (сравнение по кварталам).

Рост обусловлен увеличением потребления телекоммуникационных услуг, финансово технологических услуг и других направлений экосистемы.

Выручка от услуг связи увеличилась на 6,7%, от МТС Банка на 47,7%. От продаж телефонов и аксессуаров в РФ снизилась на 10,7%.

  • Скорректированная OIBDA (операционная прибыль): 56,5 миллиардов рублей или +2% год к году.
  • Чистая прибыль: 3,9 миллиардов рублей или -76,2% год к году.

Негативное влияние оказали увеличение затрат на финансирование в условиях более высоких процентных ставок, увеличение показатели износа и амортизации, а также убыток от курсовых разниц и переоценка ценных бумаг в текущих макроэкономических условиях. То есть неденежными факторами, местами разовыми, местами создающими основу для дальнейшей стабильной работы.

  • CAPEX: 37,3 миллиарда рублей или +27,2% год к году.

Влияния оказало ускорение закупок сетевого оборудования в 2022 году. Рост капитальных затрат позволил сформировать резервы на случай перебоев с поставками и снизил влияние логистического шока.

  • Чистый долг: 431 миллиард рублей или +28% год к году.
  • Чистый долг/Скорректированная OIBDA: 1,9 против 1,4 годом ранее.

Как видим, события первого квартала оказали негативное влияние на финансовое состояние компании, но есть важный нюанс - это влияние не исключает и не сказывается на росте выручки.

  • Я специально акцентировал внимание на том, что несмотря на все события выручка МТС продолжила рост.

Если суммировать с предыдущими годами % прироста, то с поправкой на инфляцию мы получим тот самый ежегодный рост бизнеса на уровне инфляции.

Рост на уровне инфляции - это не много, прямо скажем. Но это рост + дивиденды.

Иными словами, бизнес МТС продолжает расти и развиваться, ежегодно увеличивая денежный поток. И делает это несмотря на долг.

Пусть говорят

Дело в том, что критика долгов МТС звучит каждый год без исключения, когда компания объявляет дивиденды. В этот раз я решил подробнее изучить, кто и что говорит.

Условно назовем этих людей аналитиками.

Итак, я ознакомился с мнением всех, кто высказался по этому вопросу, а также изучил то, что эти люди делают на рынке. И, внезапно для самого себя, пришел к 2 очень странным выводам:

Вывод первый - МТС, его долг и дивиденды, ругают те, кто не владеет акциями МТС.

Чем меньше у аналитика акций МТС в портфеле, тем громче негодование и желчь из его уст.

Те, кто держат МТС в портфеле, если и выражают свою озабоченность, то делают это в гораздо более спокойной и разумной форме.

И можно сказать, мол, все логично - одни не инвестируют, потому что видят долги у компании, а другие инвестируют, и потому не хотят лишний раз накручивать нервы и беспокоиться по этому вопросу.

Но нет. Дело вовсе не в этом. Потому что...

Вывод второй - большинство этих аналитиков ругают МТС, но крайне серьезно относятся к Аэрофлоту, ВТБ, каким-нибудь НМТП и т.д.

Не в укор акционерам Аэрофлота и ВТБ, но возьмем Аэрофлот - ежегодно проблемная компания, не умеющая эффективно вести бизнес и зарабатывать деньги, полностью игнорирующая интересы миноритариев и широкого круга акционеров.

С 2020 государство влило в эту компанию, не помню точные цифры, но порядка 300 миллиардов рублей. При этом Аэрофлот провел уже несколько дополнительных эмиссий акций, размыв доли существующих акционеров.

И вот эти аналитики, расхваливающие Аэрофлот, держащие и докупающие его в свои портфели и в портфели клиентов (некоторые из аналитиков о которых я говорю - представители крупных и старых российских брокеров) говорят, что МТС - это компания по выкачиванию денег, без роста и будущего.

Диссонанс в том, что эти аналитики лет 5 назад изучили финансовую отчетность и теперь повторяют одно и то же. Они не видели, что бизнес продолжает расти, потому что сделали свои выводы когда-то давно и теперь не хотят, не желают менять своих убеждений. Эти люди буквально перестали заниматься тем, чем должны заниматься - анализировать.

Логика в том, что Аэрофлот - это не растущий проблемный бизнес, а МТС - это растущий бизнес со своими рисками.

Идея же, что бизнес спасет государство, а потому это надежная инвестиция - абсурдна.

Инвестиции - это вложения в бизнес. Бизнес всегда сопряжен с рисками. Бизнес действует в постоянно меняющихся условиях, постоянно подстраивается и перестраивается, меняется и трансформируется (а иначе - умирает). И раз инвестиции - это вложения в бизнес, то инвестиции - это взятие на себя рисков ради получения прибыли.

Таким образом, инвестировать в компанию, покупая ее акции потому, что государство будет спасать - это диссонанс, не имеющий никакого отношения к инвестициям. Это какие-то анти-спекуляции с попыткой подстраховаться от банкротства.

Вы скажите, "ну ладно, что ты так зацепился за это?"

Дело в том, что именно эти люди ежегодно ругают МТС за долги, они сеют панику и смуту, действуют на нервы своими высказываниями. И если вас беспокоят размышления о долгах МТС, вероятно, вы стали жертвой именно такого аналитика или группы аналитиков без предварительного сговора.

Перспективы и долги

В 2021 году менеджмент МТС проводил много интервью с блогерами для инвесторов. Я был на всех. На одном из таких мероприятий было сказано, что в компании оценивают долг на вполне комфортном уровне.

  • Сейчас Чистый долг/Скорректированная OIBDA равен 1,9. По заявлениям компании, насколько помню, "мы вполне можем нарастить чистый долг до 2,4-2,5".

То есть аналитиков долг волнует больше, чем непосредственных акционеров и управленцев в компании.

Но давайте раскрутим тему с долгами в совокупности с перспективами, ведь дело не только в наличии долга, но и в способности и возможностях компании увеличивать финансовый поток.

Итак, первое, на что стоит обратить внимание - это продажа башенных активов.

МТС собирался продать свои башенные активы, но не успел - события февраля перевернули всю ситуацию на рынке. Сделка оценивалась на тот момент в 80-100 миллиардов рублей.

Когда и если сделка состоится, этих денег хватит, чтобы сразу закрыть 20-25% своего долга.

Второе, что также нужно обозначить - это МТС Банк.

Компания собиралась выводить МТС Банк на IPO. Тут несколько вариантов:

  • Вариант первый - часть вырученных с IPO денег пойдет на покрытие долгов.
  • Второй вариант - в качестве крупнейшего акционера МТС может принять дивидендную политику в МТС Банке и получать дивиденды на свой пакет акций, которые увеличат денежный поток. А по необходимости сокращать свою долю и высвобождать деньги.

Понятно, что IPO как минимум перенеслось во времени на более поздний срок.

Так вот, МТС лично мне симпатизирует тем, что может внутри своего бизнеса, своей экосистемы, взращивать новые направления. Можно считать это наследством от материнской АФК Системы.

И тут стоит сказать про АФК Система, которая якобы "выдаивает" МТС. Вы забываете, что АФК Система вырастила МТС внутри своей структуры.

Да, АФК Система отстаивает свои интересы в том, что касается дивидендных выплат, что для инвесторов является гарантией будущих дивидендов, ведь они выгодны и нужны материнской компании.

Но, я уверен, что АФК Система, как главный и крупнейший акционер, следит за состоянием компании. Иначе на лицо будет противоречие, исключающее здравый смысл.

Недавно МТС приобрела VisionLabs - одного из лидеров в области создания продуктов на базе компьютерного зрения и машинного обучения.

И таких направлений у компании много. Во-первых, они будут оказывать положительное влияние на финансовые потоки МТС, увеличивать выручку. Во-вторых, их также можно будет вывести на биржу, или продать по новой цене.

Многие из этих проектов крайне востребованы, поскольку представляют или IT, или финтех.

Также, МТС проводила байбек на баланс дочерних компаний. И там скопился достаточно большой объем акций. Вряд ли они будут погашены, наиболее вероятны три других сценария: первый - продажа новому крупному акционеру (деньги); второй - выкуп непосредственно АФК Системой (деньги); третий - оставит для получения дивидендов и перенаправления денежных потоков с дивидендов (выручка).

Кстати, в-четвертых, этими бумагами можно также закрыть кредиты, если кредиторы согласятся на такой обмен. Или как минимум заложить под разовую выплату, которой можно закрыть долг.

К слову, интрига.

То есть в совокупности элементов и факторов имеются как точки для роста бизнеса, так и перспективы для крупных финансовых поступлений.

И мало кто заметил новость, следующую за объявлением решения СД по дивидендам - потенциальная покупка онлайн-кинотеатра IVI. Сделка оценивается примерно в 1-1,2 миллиарда долларов, что при нынешнем курсе составляет около 60-70 миллиардов рублей.

Вот это событие лично у меня вызвало большее негодование, чем выплата дивидендов в долг. Но сначала закроем тему логичным обращением к менеджменту.

Слово менеджерам

Вы вели активную работу по информированию и взаимодействию с инвесторами в 2020-2021.

При этом, каждый год поднимается тема про долги компании и риски инвестиций в акции МТС. Понимать ее не обязательно по причинам, которые я описал прежде. Но высказаться стоит.

Ваши пояснения о том, что "долги не представляют проблемы" и "мы даже можем нарастить уровень задолженности" никак не проясняют ситуацию. Я видел вашу заинтересованность в том, чтобы акционеры, имеющиеся и потенциальные, переосмыслили свое отношение к компании.

В связи с чем, если мой блог читает кто-то из менеджеров, проведите, пожалуйста, еще одну встречу - расскажите подробно как компания относится к долгу (что он значит для компании, как компания его оценивает в плане дальнейшего развития бизнеса) и какие планы по снижению долговой нагрузки имеются, какие примерные даты, когда компания займется снижением долгов. Планируется ли выплачивать долги постепенно или направлять на это те средства, что будут приходить от вывода дочерних компаний на биржу и продажи каких-то активов.

То есть осветите именно эту тему, отдельно от всего остального. Чтобы уже закрыть этот вопрос, поскольку этот вопрос - краеугольный камень для многих из тех, кто раздумывает над покупкой акций МТС, но опирается на решения описанных прежде аналитиков.

Также интересны планы на пакеты акций, выкупленные дочерними компаниями. Зачем и с какой целью это делается?

Мнение инвестора

Если вы прочитали весь предыдущий текст, то понимаете, в чем абсурдность ситуации, не правда ли?

Аналитики, не изучающие бизнес на ежегодной основе, каждый год ругают компанию за дивиденды в долг. В то время как сами инвесторы и компания относятся к этому вопросу куда спокойнее, равно как и материнская компания (которая выгодоприобретатель в качестве главного акционера и получателя дивидендов, а не только в качестве получателя дивидендов).

Я владею акциями МТС с 2020 года. Докупал на просадках вплоть до 160 рублей за акцию. И я не веду подсчет, сколько дивидендами получил, но с каждым годом мой капитал возвращается (и реинвестируется в другие активы).

Если бы аналитики купили акции МТС в 2015 году, то с учетом нынешних дивидендов вернули бы все 100% вложенного капитала за счет дивидендных выплат.

  • В 2015 1 акция стоила 215 рублей. Дивиденд за все это время (с 2015 по 2022) составил 225,99 рублей на эту акцию. 7 лет - период полного возврата. И сейчас были бы в бумажном плюсе, ведь нынешняя цена около 239-240 рублей за акцию.

Лично я ожидаю, что к 2024-2025 отобью все деньги, вложенные в акции. Часть пакета (купленного по невыгодной цене) продам, другая окупится дивидендами.

Аналитики, тем временем, будут и дальше рассуждать про большой долг МТС и гегемона АФК Систему, не дающую жития дочерней компании.

Вот и вся правда про инвестиции в МТС - одни покупают и получают дивиденды, другие не покупают и каждый год ругают.

Профессиональная деформация

Идея, которую я хотел донести, заключается в следующем - вы или изучаете компанию самостоятельно, или собираете наибольшее количество мнений по компании от разных людей, чтобы сформировать мнение и отношение.

Лучше - первое. Во втором случае - лучше, чтобы мнения разнились и отличались. Но главное - не пытаться искажать свое восприятие лишь одним 100% вариантом - либо хорошо, либо плохо.

Кто давно читает мой блог и спрашивает в комментариях о той или иной компании должны были заметить, что я часто отвечаю - "не изучал эту компанию", или "не знаю, что будет с этой отраслью".

Меня часто хейтят за название блога - Честный инвестор. Но я не боюсь казаться плохим экспертом. Если я чего-то не знаю, то либо честно говорю, что не знаю, либо не говорю об этом вовсе. Иногда выражаю свое мнение, но в нем часто видна неуверенность (и это нормально).

Хороший аналитик на вопрос, в котором он не разобрался, должен отвечать "я не знаю", а не "лепить" субъективную чушь.

Если аналитик знает все и на все вопросы у него есть ответы - это плохой аналитик, который охватил многое, но не углубился в суть. Это называется поверхностным суждением.

А искренняя убежденность в своей правоте ведет к профессиональной деформации.

Вообще, аналитик никогда и ни в чем не уверен, потому что видит как минусы, так и плюсы, а перед его глазами масса вариантов будущего, где плюсы могут перекрыть минусы, а минусы могут стать фатальными.

Закрывая тему про МТС - я не говорю, что долги не являются проблемой. Это проблема. И это риск. Из плюсов - рост бизнеса и дивиденды. Такая цельная картина говорит мне о том, какой объем риска (размер доли в портфеле) я могу на себя взять, чтобы получить прибыль.

Мне нет необходимости убеждать себя и других, что долги - не проблема. И если вы испытываете потребность в таком убеждении, то это значит, что вы хорошо изучили минусы, но не изучили плюсы. Изучите плюсы, весы обретут равновесие и вы сможете себе же ответить на тот же вопрос - какой объем риска вы готовы взять на свой портфель.

Про рынок развлечений/досуга и e-commerce

На обложке к этой заметке написано: "Почему ориентация на Google, Neflix, Disney и Amazon - это путь в никуда для МТС, Сбера, VK и Яндекс?"

Как уже сказал, меня больше беспокоит намерение МТС купить IVI.

Если выразить мысль совсем просто, то Google, Neflix, Disney и Amazon работают на мировом рынке. Они начинали как локальные компании, а затем расширялись в другие страны, поглощали конкурентов и масштабировались.

МТС, Сбер, VK и Яндекс хоть и занимались экспансией в другие страны, имеют под собой основу в виде рынка РФ - очень небольшого рынка на 140 миллионов человек, часть которых дети, приезжие рабочие и пожилые люди.

Я могу выразить эту идею еще проще, на уровне потребителя. Лично я сам: пользуюсь Яндекс.Музыка и Кинопоиск по подписке Яндекса, заказываю товары через Ozon, мобильная связь у меня Tele2, являюсь клиентом в Тинькофф и Сбере.

То есть, мои предпочтения - это сборная солянка, а не подписка какого-то одного эмитента.

Учитывая, что у меня уже есть доступ к Кинопоиск, я не буду оплачивать еще и IVI, Okko, Amediateca и какие еще онлайн-кинотеатры есть? Учитывая подписку в Яндекс.Музыка - я не буду оплачивать подписку в VK.

Начав пользоваться Ozon, я полностью прекратил делать заказы в Яндекс.Маркет и почти полностью в Aliexpress (СП Alibaba с VK).

Так вот, моя идея, как инвестора и потребителя в том, что рынок РФ - это очень маленький рынок, очень мало платящих клиентов. А игроков на нем уже слишком много. При этом подписная модель может работать только в том случае, если количество твоих клиентов может органично увеличиваться.

Сложно ли для Google, крупнейшего в мире поисковика, развивать Youtube? Нет, не сложно.

А сложно ли будет Рутюбу? Или VK Видео, новому сервису, который презентуется в качестве конкурента Youtube в России? Невероятно сложно.

В России, на минуточку, 10 миллионов блогеров. Их основной доход - блогерство. Это их зарплата. И эти люди, почему-то, должны за свой счет купить оборудование, решить вопрос с помещением и т.д. ради того, чтобы получать доход значительно меньше, чем на Youtube.

И это проблема. Ведь чтобы на площадке росло число подписчиков - нужно, чтобы блогеры хотели и могли делать хороший контент. Нужно финансирование. И тут мы снова упираемся в границы российского рынка - 140 миллионов человек максимум.

И я понимаю, что у каждого свои предпочтения. Кому-то нравится Ozon, а кому-то Яндекс.Маркет, кому-то IVI, а кому-то Кинопоиск. И т.д.

Но еще раз - игроков слишком много, а клиентов слишком мало. И клиентская база никак не масштабируется. Это замкнутый в самом себе рынок с четкими границами.

А потому все, что остается нашим компаниям - сливать кучу денег на рекламу и маркетинг, чтобы перехватить клиентов своего ближайшего конкурента (иначе ты никак не увеличишь количество клиентов/аудитории). Это как колесо Сансары - хождение по кругу, бесконечное варево в собственному соку.

И с точки зрения инвестора, а не потребителя, ситуация эта не видится перспективной. Нет предпосылок для роста бизнеса, увеличения финансовых потоков компаний. Зато есть постоянный CAPEX, который в таких условиях не может уменьшиться.

В качестве примера можно привести Сбер и Яндекс, которые устроили натуральную "бойню" с Ozon, Wildberries, Aliexpress и прочими маркетами. Сколько миллиардов было влито в этот "пресс"?

Странно, но привыкшие к конкуренции и выживанию бизнесы не понимают, что можно из нескольких разных сервисов сделать один, объединить несколько в одно полноценное СП, финансировать его и в виде тех же дивидендов выводить в дальнейшем прибыль.

Более того - это же дополнительные направления бизнеса, а не основные. От этих направлений не зависит будущее каждой компании.

Почему бы не объединить сервисы онлайн-кинотеатров в 1-2? И по примеру Neflix и Disney совместно снимать интересные фильмы и мультфильмы, а не только транслировать то, что сняли другие.

Тут знающие люди скажут, что "вообще-то уже снимают". Да, но снимать надо часто и много. И на разные темы, а не одно и то же.

Но каждый стремится построить свое "государство", в рамках которого будут все сервисы. И тут, снова, у нас рынок маленький, предпочтения разные и зачастую они не совпадают.

Ладно, возможно, что в вопросе объединения сервисов я что-то упускаю из виду и это плохая идея (хотя более реальной видится привычка бизнеса выживать, конкурировать и бороться). Вполне допускаю.

Но идея МТС по покупке IVI - идея еще хуже, равно как и та цена, которая будет уплачена за сделку и после нее (на рекламные расходы). Обратите внимание, что сделка эта если состоится - также будет оплачена заемными средствами.

Кроме этого, есть определенные опасения, что в ближайшие 2 года эти сервисы будут в целом сталкиваться с отсутствием прироста подписчиков - платежеспособность населения падает из-за инфляции, потери работы, накопленных кредитов и обязательств, снижения заработной платы или доходов от бизнеса и т.д.

В начале года МТС объявляла о строительстве новых ЦОДов (центры обработки данных) - вот такие направления кажутся более востребованными, необходимыми и перспективными, чем борьба за любителей кино.

Впрочем, возможно, что МТС рассчитывает в дальнейшем поглотить большинство конкурентов. Возможно такое? Учитывая что сама МТС развивала онлайн-кинотеатр KION, возможно.

Но то будет долгий путь, за который придется заплатить не маленькую цену. И будут упущены другие, более перспективные, возможности для масштабирования бизнеса.

Благодарю, что читаете.

По традиции - будьте богаты, здоровы и любимы.

#мтс #дивиденды #дивиденды по акциям #анализ акций #рынок акций рф