Найти тему

Так ли сильно они различаются?

В этой статье разберем, чем трамвай отличается от троллейбуса, и почему это далеко не одно и то же.

(Источник: https://market.yandex.ru/product--trolleibus-tekhnopark-s-garmoshkoi-1428860-r1-18-sm/673062323?cpa=1)
(Источник: https://market.yandex.ru/product--trolleibus-tekhnopark-s-garmoshkoi-1428860-r1-18-sm/673062323?cpa=1)

Раньше троллейбус называли безрельсовым трамваем.
Тогда это было логично: они оба являются электротранспортом, и раньше между ними не было никакой разницы даже в смысле построения маршрутов: проложил КС, если троллейбус, или КС и рельсы, если трамвай, по главным направлениям, и оно одинаково едет. Уровень комфорта у этого транспорта примерно одинаков и выше, чем у автобусов.

Малое число автомобилей на улицах позволяло составлять СМЕ (система многих единиц) не только из трамваев, где грех было не сцеплять вагоны в часы загруженности, но и из троллейбусов, которые сцепляются намного сложнее, а управляются в виде "поезда" очень плохо.

Троллейбусный поезд в Омске, 1996 год. (Источник: https://transphoto.org/photo/483159/?&lang=ru)
Троллейбусный поезд в Омске, 1996 год. (Источник: https://transphoto.org/photo/483159/?&lang=ru)

Сейчас такое не работает.

Троллейбус имеет ограничения, не позволяющие его развивать дальше определенного предела.

Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, представьте метро, в котором вместо поездов работают троллейбусы. Представили? Выглядит не очень.
А теперь представьте метро с трамваем. Выглядит уже не так дико. Хотя лучше побывайте в Кривом Рогу или в Волгограде, там такое можно увидеть наяву.

Суть в том, что троллейбус, хоть и имеет некоторую маневренность, этой же маневренностью и ограничен в развитии. Пассажиропотоки выросли — и все, капут. Можно закупить "гармошки", но далее увеличивать размер троллейбуса просто нельзя. Остается только выпустить на маршрут больше машин, но это создаст слишком большую нагрузку на электрические сети и приведет к слишком малым интервалам, что может привести к авариям.

Траектория движения трамвая полностью зависит от его рельсов. Если кто-то не там, где надо, припарковал свой автомобиль, то все, капут. Трамваи встали. (Поэтому я считаю, что каждое трамвайное депо должно иметь в запасе эвакуатор и штрафстоянку для любителей парковаться на рельсах.). Зато отсутствие маневренности позволяет делать трамвай какой угодно длины. Хочешь — делай многовагонные СМЕ, хочешь — купи многосекционный восьмидесятиметровый трамвай. Благодаря этому трамваи успешно заменяет метро даже в довольно крупных городах.

Будапешт, 2018 год. (Источник: https://transphoto.org/photo/1112476/?vid=374643)
Будапешт, 2018 год. (Источник: https://transphoto.org/photo/1112476/?vid=374643)

Так что трамвай и троллейбус — абсолютно разный транспорт. У них разное назначение. Троллейбус возит мало людей, т.е. заменяет автобус (электробус) на подвозящих маршрутах, а трамвай возит много людей на загруженных направлениях и является магистральным транспортом.

*Старая статья, скопированная из нашей группы ВКонтакте