Речкалова, как и героя фильма «Небесный тихоход» определили в запасной полк, укомплектованный самолетами У-2. Упрямый летчик-истребитель всеми правдами и неправдами рвавшийся на фронт воспринял это как оскорбление. И тут снова забеспокоила нога - начал выходить оставшийся осколок. Ему сделали еще одну операцию. Когда Григорий выписался, ему дали отпуск на Родину, на Урал. Наконец-то он смог обнять жену и сына.
Но после краткой побывки, еще с костылем в руке, Речкалов снова отправился в штаб. Но ему в очередной раз дали понять, что хромым нечего делать в истребительной авиации. Водоволь наругавшись со штабными, летчик все же сумел вытребовать направление на обучение в истребительный полк. А уже 1942 г., освоив ЯК-1, Речкалов получил назначение в истребительный полк, который базировался в Маршанске, но в дороге случилось непредвиденное.
В марте 1942 г. в поезде, по пути в Маршанск, Григорий случайно находит обрывок газеты, из которой узнает, что его 55-й полк 7 марта 1942 г. получил звание Гвардейского. Он знал, что полк воюет на юге, но где именно Григорий не знал. Случайный попутчик подсказал, что искать полк нужно в Ростове. Речкалов сошел с поезда,шедшего в Маршанск и отправился в ростов. В полку его встретили с радостью, но за то что сошел с поезда ему все же дали трое суток ареста.
В апреле 1942 г. Речкалова зачислили в эскадрилью под командованием капитана Александра Покрышкина. Боевой счет пришлось начинать заново, так как документы, подтверждавшие три сбитые в Молдавии самолета бесследно исчезли в затерявшихся архивах. С первых дней войны летчики полка, который из 55-го стал 16-м Гвардейским искали и находили новые приемы воздушного боя. Например, стали вылетать не группами, а парами на трех разных высотах. К моменту возвращения Речкалова, его товарищами был накоплен немалый опыт, котоырый Григорий жадно впитывал. В течении короткого времени он совершил на своем истребителе ЯК-1 больше сотни вылетов, штурмовыми действиями смог уничтожить несколько десятков автомобилей, артиллерийских орудий, железнодорожных эшелонов и большое количество живой силы врага. Кроме этого, в 20 воздушных боях уничтожил 6 машин врага. 30 декабря 1942 г. приказом командующего Закавказским фронтом за 4 самолета противника, сбитых лично и 2 в составе группы. а также за успешно произведенные 197 боевых вылетов, Речкалова наградили орденом «Красного знамени».
Спустя время, Григорию пришлось распрощаться с полюбившемся ЯК-1. К лету 1942 г. по Ленд-лизу Советский Союз получил 192 американских истребителя, прозваных «Аэрокобрами». Одномоторный цельнометаллический моноплан фирмы «Bell» сами американцы не жаловали. Он часто разбивался, срываясь в штопор и потому американцы сбывали его союзникам.
Однако советским летчикам машина пришлась по вкусу. Двигатель у нее находился за спиной пилота, а не перед ним, что улучшало маневренность и аэродинамику. На высоте скорость машины можно было развить до 600 км/ч. Но главное, что поразило Речкалова, был радиопередатчик в кабине пилота. Летчики во время полета наконец-то могли координировать свои действия, а пушечно-пулеметный залп буквально разносил вражеские машины в щепки. Аэрокобра Речкалова не имела бортового номера. Его заменили инициалы летчика РГА на хвостовой части фюзеляжа.
Разгромив под Сталинградом 6-ю армию Паулюса, весной 1943 г. советские войска приступили к реализации следующей масштабной задачи. Силами Южного и Северо-Кавказского фронтов необходимо было окружить и разнести группу армий «А», не позволив ей отступить из Кавказа. Чтобы противостоять натиску советской армии, на подступе к Таманскому полуострову немцы возвели мощный рубеж обороны, вошедший в учебники истории как «Голубая линия».
Именно над этой «Голубой линией» и развернулись ожесточенные сражения в воздухе. Для поддержки сюда были переброшены лучшие истребительные эскадры Германии: «Удет», «Мельдерс» и «Зеленые сердца», летавшие на новейших истребителях Мессершмитт и Фокевульф.
Так весной 1943 г. на Кубани встретились фашистские летчики-асы, или как они себя называли «эксперты» и наши летчики, только освоившие самолеты «Аэрокобра». С обеих сторон было более 2 тыс. самолетов. Ежедневно проходило по 50 воздушных боев, в которых участвовало более 100 самолетов. Сосредоточение такого количества машин на довольно ограниченном театре военных действий создавало особую напряженность борьбы за господство в воздухе. Было ясно, чтобы победить, одной храбрости мало. Нужны были слаженные действия и новые приемы.
Тактику истребительной авиации на Кубани разрабатывал Александр Иванович Покрышкин, у которого Речкалов часто был в качестве ведомого. Одним из самых знаменитых приемов, который придумал Покрышкин, стал «Соколиный удар» - атака противника с пикирования с последующим резким уходом вверх, как говорили летчики «горкой». И Речкалову одному из первых удалось применить его
21 апреля 1943 г. восемь истребителей направлялись в сторону передовой, прикрывая штурмовики. Неожиданно внизу возникли девять ME-109 и десять ME-110. Не увидев наши истребители, Мессеры ринулись в атаку на наши штурмовики.Речкалов понимал, что в этот момент на счету была каждая секунда и тут же скомандовал: «В атаку!». Круто пикируя, советские летчики сверху внезапно свалились на Мессершмитты.
Речкалов видел, как немецкий истребитель стремительно увеличивается в перекрестии прицела. Невольно рука сама тянулась нажать на гашетку, но здравый смысл говорил - рано, рано, надо бить с небольшой дистанции, чтобы наверняка...
Немецкий пилот в последний момент попытался совершить резкий маневр, чтобы уйти в сторону, но было уже поздно - ярко оранжевая трасса прошила истребитель. Григорий, используя высокую скорость, которую развил при атаке с пикирования, снова набрал высоту, чтобы в очередной раз провести атаку истребителей врага. За первые 2 недели боев в небе над Кубанью зам. командира эскадрильи гвардии лейтенант Речкалов лично в воздушных сражениях сбил 8 машин врага. Именно тогда впервые в ходе Великой Отечественной советская авиация завоевала стратегическое превосходство в воздухе.
Григорий лично сбил над Кубанью 19 самолетов врага, причем 3 Мессершмита из этих 19 самолетов в одном бою 4 мая. 43-го А спустя 20 дней, Григория представили к званию Героя Советского Союза.
Источники: .sportufo.ru; nevskye.narod.ru