Найти тему
NK

ПРО современный театр

Театр – это величайшее из искусств. Театр соединяет в себе литературу, музыку, изобразительное искусство, пластику и многое другое.

Театр – это то место, где ты сам, в качестве зрителя, можешь творить и соучаствовать.

Театр – это всегда «в это время» и «в этом месте». Двух одинаковых спектаклей не бывает. Нет, они одинаковы, конечно, по своей структуре, идее и оформлению, но энергетика всегда разная.

Не единожды мне приходилось слышать, что театр – это скучно и нудно, что актеры на сцене не естественны, и что сюжеты не интересны. Вероятно, главная причина подобного впечатления кроется в отсутствии значительного опыта посещения театров и, следовательно, возможности найти и узнать СВОЙ театр.

Сцены из спектаклей «Евгений Онегин», «Сон об осени», «Три толстяка. Эпизод 7», «Все мы прекрасные люди». Фото: Е. Сальтевская, В. Васильева, С. Левшин, Е. Виноградова
Сцены из спектаклей «Евгений Онегин», «Сон об осени», «Три толстяка. Эпизод 7», «Все мы прекрасные люди». Фото: Е. Сальтевская, В. Васильева, С. Левшин, Е. Виноградова

Сегодняшний театр очень разнообразен. Режиссеры и актеры воссоздают такую стилистику своих постановок, которая присуща исключительной этой творческой группе. Это открывает возможности невероятного выбора для зрителей. Сейчас одновременно существуют театры: демонстрирующие авангардный стиль,
придерживающиеся традиций русского психологического театра, представляющие документальные истории,
стремящиеся к идее эстетического главенства
и многие другие.

Сцена из спектакля «Три толстяка. Эпизод 1», реж. А. Могучий [фото С. Левшин]
Сцена из спектакля «Три толстяка. Эпизод 1», реж. А. Могучий [фото С. Левшин]

Только московские театры представляют огромную палитру современных постановок: от спектаклей Малого театра или Студии театрального искусства до произведений Юрия Бутусова, Дмитрия Крымова и Константина Богомолова.

Сцена из спектакля «Месяц в деревне», реж. Г. Подгородинский [фото Е. Люлюкин]
Сцена из спектакля «Месяц в деревне», реж. Г. Подгородинский [фото Е. Люлюкин]

А одновременно с этим живут коллективы Петербурга, Ярославля, Перми, Новосибирска…

Сцены из спектакля «Чайка. Эскиз», реж. Е. Марчелли
Сцены из спектакля «Чайка. Эскиз», реж. Е. Марчелли

Современный театр может разговаривать с публикой очень громко или, напротив, шепотом. Со сцены может греметь музыка или стоять «гробовая тишина». Актеры могут напрямую взаимодействовать со зрительным залом или играть в пространстве четырех стен.

Сцена из спектакля «Чайка», реж. Ю.Бутусов [Fotos de João Valério]
Сцена из спектакля «Чайка», реж. Ю.Бутусов [Fotos de João Valério]

Режиссеры сегодняшнего театра принципиально отличаются друг от друга. Одни из них бережно и щепетильно переносят на сцену каждую запятую, другие же достаточно вольно обращаются с текстом, переписывая целые фрагменты, меняя их местами или добавляя собственные рассуждения.

Современный театр чаще всего не стремится прочитать зрителям со сцены пьесу или иное литературное произведение или извратить авторскую позицию и концепцию. Он хочет открыть (или вскрыть) те проблемы, которые откликаются в сегодняшнем дне, используя не только современную драматургию, но и классическую.

Сцена из спектакля «Женитьба Фигаро», реж. Е. Писарев [фото Ю. Богомаз]
Сцена из спектакля «Женитьба Фигаро», реж. Е. Писарев [фото Ю. Богомаз]

В наши дни возможности сценографии, кажется, ограничены только фантазией художника-постановщика. Всё, что невозможно воплотить в материальной форме в пространстве четырех стен театрального здания, можно воссоздать с помощью видеографии и иных технических приемов. На театральных подмостках можно встретить не только аквариумы, в которых действуют персонажи, но и «ледяные» покрытия. И, конечно, объем спецэффектов просто невероятен. Режиссеры и художники активно используют все четыре стихии на сцене: и ветер, и огонь, и воду, и землю.

Сцена из спектакля «Сон в летнюю ночь», реж. И. Поповски
Сцена из спектакля «Сон в летнюю ночь», реж. И. Поповски

ПРИХОДИТЕ В ТЕАТР, если у Вас есть такая возможность…

Находите СВОЙ ТЕАТР!

Юрий Бутусов. Портрет театрального режиссера
Настя ПРО культуру9 июня 2022

А также подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить статьи ПРО императорские театры, ПРО культурную трансформацию и события 1956 года, про Алису Фрейндлих и другие.

#российский театр #современный театр #современное искусство