Инфляция в России достигла 18% годовых. Это много, но в последние недели прирост цен замедляется, давая надежду на стабилизацию обстановки.
Росстат недавно опубликовал свежие данные по инфляции. Общий индекс — 17,8% годовых. В его составе много компонентов. В числе прочего, плодоовощная продукция. Она за год взлетела на 33%. Цифры тревожные, но в будущее смотрим с оптимизмом. В последние недели рост замедлился. Таких скачков как в марте уже не наблюдается. Ряд наименований даже дешевеет.
Так, бананы в среднем по стране упали на 10%, апельсины на 2,5%. Идут вниз и те позиции, которым в конце весны уже положено снижаться в стоимости: помидоры, огурцы, куриные яйца. Из непродовольственных товаров заметно удешевление тех, в которых велика импортная составляющая. Спасибо укреплению рубля. Компьютеры, мониторы, флешки, телевизоры, утюги, пылесосы откатили на 15%. Это, увы, не возвращает нас к прежним ценам, но говорит о некоторой нормализации обстановки.
Мировая экономика — глобальная паутина. Все участники находятся в рамках одной системы. Не бывает такого, чтобы кто-то был изоляции. Поэтому цены растут у всех. В Европе уже 9 стран, которые перешагнули порог двузначной инфляции. То есть вместе с Россией оказались в клубе стран, где она галопирующая, а не ползучая как раньше. 10% годовых — это тот порог, который разделяет два термина. Инфляция ниже него называется ползучей, выше — галопирующей. А если выше 50%, то это уже гиперинфляция, как например, в Турции.
Итак, в Европе Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чехия, Нидерланды, Словакия, Болгария, Греция имеют годовую инфляцию выше 10%. Самая тяжёлая картина в странах Балтии. У Эстонии 19%, то есть даже больше, чем в России. Сказывается дороговизна энергоресурсов и потеря транзитного статуса. Денег зарабатывают мало, производят у себя тоже мало, всё приходится закупать, а оно дорогое.
А тут ещё и санкции Европы против России, которые оказались вредны в первую очередь Европе. Например, банки для знаменитых прибалтийских шпортов делали из металла, который поставляла Северсталь. Сейчас на российских металлургов наложено эмбарго, они уже не могут продавать в ЕС. Листовая сталь, она же жесть, подорожала, взвинтив по цепочке все остальные цены, в том числе на рыбные консервы. Вот она — жесть как она есть.
В России ситуация на перспективу более благоприятная, потому что у нас свои ресурсы. Не хватает только технологий для превращения сырья в готовый товар. Даже в таком простом продукте как килька в томате есть немалая импортная составляющая. Многие российские рыбоперерабатывающие заводы заказывали консервные банки за рубежом. Колечки для быстрого открывания тоже зачастую были импортные. И только сейчас в условиях, когда импорт затруднился, они начали переходить на отечественные компоненты.