Быстрые темпы роста цифровизации в КНР диктуют свои правила для развития маркетинга товаров и услуг. Sostav разобрался в основных тенденциях диджитал-среды этой страны и выяснил, на какой стадии развития они находятся в России.
Лайвкоммерс и омниканальность
Один из мощнейших каналов продвижения товаров в Китае – лайвстримы. Согласно исследованиям компании Miaozhen Systems и Рекламной ассоциации Китая, в 2022 году 67% диджитал-промоактивностей в КНР будут приходиться на продвижение через инфлюенсер-маркетинг или Key Opinion Leaders (KOL): селебрити, микроинфлюенсеры, блогеры, ключевые клиенты бренда и виртуальные амбассадоры, созданные брендами для решения своих задач.
Андрей Ермошкин, коммерческий директор диджитал-агентства «Интериум», назвал одну из главных причин неразвитости этого тренда в России. Он рассказал, что в Китае соцсети и платежные платформы объединены в единую систему: «Tencet, Alibaba обладают полным набором инструментов для подобных интеграций. А если взять, к примеру, крупный российский маркетплейс Ozon, то у него нет социальной площадки, кроме отзывов. Да, их смотрят, но это не одно и то же».
«Получается, что у лидеров мнений в соцсетях есть лояльная аудитория, но нет возможности продавать напрямую на площадке, а на маркетплейсах есть возможность продавать, но нет лидеров мнений с хорошей аудиторией», – описывает ситуацию эксперт.
Диджитал-инфлюенсеры
iiMedia Research выяснили, что 68,5% китайским пользователям нравятся виртуальные люди из-за их внешности и голоса. Современные технологии позволяют создать практически идеального персонажа, и этим, конечно же, пользуются компании. Они создают цифровых людей для привлечения и подогрева аудитории. Особой популярностью подобные технологии пользуются в бьюти- и фэшн-сферах.
Один из ярчайших примеров – цифровой инфлюенсер-ребенок, запущенный 20 апреля китайским брендом детской одежды Balabala. Гу Юй (так назвали цифрового трендсеттера) продумана до мелочей: девочка обладает талантами, тонким эстетическим вкусом, любит моду, искусство и спорт. Она будет выполнять роль независимого блогера и кумира, работая по модели «виртуальный человек + социальное взаимодействие». Кроме того, девочка станет проводником бренда в метавселенную, так как компания планирует выпуск ограниченных NFT-коллекций и диджитал-одежды.
Balabala нацелена на аудиторию продвинутых семей и поколение зумеров, к которому, по данным Statista, принадлежит 33,9% интернет-покупателей в Китае. Представители компании уверены, что цифровой лидер мнений позволит минимизировать имиджевые риски, которые присутствуют при работе с живыми людьми.
Тренд на диджитал-инфлюенсеров в России развит слабо. Алексей Белокопытов, генеральный директор Twin3D, объясняет такое положение вещей тем, что в нашей стране «виртуальные инфлюенсеры пока воспринимаются не как самостоятельная величина, а как ещё один вид рекламы, которую привыкли пролистывать».
Диджитал-примерочная
Китайские покупатели пользуются дистанционной примеркой одежды не первый год. Однако с появлением метавселенных эта тема вышла на новый виток развития.
В прошлом месяце компания Hanfei Technology представила высокоточную технологию, позволяющую примерить одежду дистанционно. Программа пока находится на бета-тестировании. Однако разработчики утверждают, что она решает проблемы детализации лица пользователя и элементов одежды, а также позволяет сделать 3D-обзор в статических и динамических позах. Кроме того, проект нацелен на улучшения пользовательского опыта, предлагая рекомендации на основе персональных данных о покупательском поведении и личных предпочтениях.
Эксперты уверены, что такая технология будет востребована и в других сферах, например, в пластической хирургии.
Алексей Белокопытов не верит в быстрое распространение инновации не только в России, но и в мире: «С точки зрения зрелости технологии, её пока нельзя внедрить массово по двум причинам. Во-первых, для виртуальной примерки требуются цифровые двойники, которые точно соответствуют параметрам человеческого тела. Но до сих пор у широкой аудитории нет доступа к хорошим сканерам, а дефекты 3D-аватаров, созданных с помощью современных карманных гаджетов, делают их непригодными для профессиональной работы. Во-вторых, себестоимость и сложность производства цифровой одежды пока ещё очень высоки: для её создания необходимы высококлассные моделлеры, которых трудно найти на рынке».
Другими словами, перед тем, как тренд на высокоточную дистанционную примерку станет общедоступным, должен произойти ещё один технологический рывок.
Рост цифровизации и непрекращающаяся пандемия всё больше уводят Китай в виртуальную реальность. Её качество и инфраструктура растёт завидными темпами, но сможет ли России перенять этот опыт и сколько времени нам для этого понадобится – вопросы, на которые не берутся отвечать даже самые смелые эксперты. Однако нельзя отрицать, что все вышеперечисленные тренды не просто развлекают людей. Они направлены на экономию времени пользователей, улучшение их клиентского опыта и больший заработок компаний, а значит у таких инноваций есть будущее.
Какой из вышеперечисленных трендов вы бы хотели увидеть в России?
Узнать больше о лучших диджитал-проектах в российских компаниях, влиянии санкций на цифровизацию и переходе на отечественное ПО вы сможете на Девятом форуме «Цифровое предприятие» (31 мая-1 июня). На конференции выступит Михаил Петров, директор департамента цифровой трансформации Счетной палаты Российской Федерации. Михаил в своем докладе поделится с аудиторией мероприятия опытом внедрения инструментов No-code/Low-code для создания аналитических отчетов.