Найти тему
Бортовой журнал kua1102

Почему китайские автомобили дорожают и только ли причина в дилерах?

Оглавление

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Сегодня хотелось бы вернуться к китайским автомобилям и подискутировать с Вами на такую животрепещущую тему как их подорожание и анализ причин падения продаж абсолютно всех, за редким исключением, марок. Основная точка зрения, которая преобладает у общественности – корень всего в неуёмных аппетитах официальных дилеров марки. Поэтому продажи и падают. И в этой статье я хотел бы развеять этот миф.

Мнение Александра как наиболее типичное из существующих точек зрения

Я хотел бы привести комментарий Александра, который, на мой взгляд, является типичным примером обоснования причин падения продаж. Орфография и пунктуация автора сохранена без изменений:

«Китайцев не покупают сейчас,да и все остальные машины,по причине поднятия цен дилерами,доллар упал,но цены не изменились,а когда он рос,ценник менялся по несколько раз в день,в Китае цены не повысились,только жадность дилеров и ничего больше»

Из этого мнения можно выделить несколько важных моментов:

1. Продажи падают, т.к. дилеры поднимают цены

2. Валютный курс снизился, а цены не изменились, хотя должны были снизиться

3. В Китае стоимость автомобилей не увеличилась

В ответ на это сообщение я спросил, почему в этих рассуждениях никак не участвует вопрос логистики. Александр уточнил следующее:

«А что не так с логистикой,в Китае ничего не нарушено,у нас тоже,привозят автовозами,есть перевалочная база.на которой сотни машин,люди просто ждут удешевления,по этому не покупают,в Китае машины не подорожали,наши их в валюте покупают,ценник должен падать,но жадность дилеров потопит и китайев.если они сами не наведут порядок.Я сам ждал автовоза из Китая,в прошлом году купил чери тигго 7 про,их в то время по такой цена как горячие пирожки разбиралм,а сейчас они подорожали на миллион...это в разгар скачка доллара бвло,но так и осталось..»

Поэтому в список тезисов для обсуждения я добавлю ещё один пункт:

4. Логистические операции не нарушены, товарообмену ничего не препятствует ни со стороны России, ни со стороны Китая

А теперь мне хотелось бы высказать свою точку зрения по высказанным тезисам. Не претендую на экспертное мнение, но, уверен, в моей субъективности зерно истины всё-таки присутствует. И отвечу по каждому тезису и уже потом обобщим, почему же идёт резкий спад продаж в том числе и китайских автомобилей.

Тезис №1: Продажи падают, т.к. дилеры поднимают цены

Отрицать тот факт, что количество проданных автомобилей напрямую зависит в том числе и от их стоимости никак нельзя. В качестве отличной иллюстрации этого тезиса можно вспомнить появление на российском рынке японского лоукостера Datsun on-DO, который в 2015 году был раскуплен тиражом в 23643 экземпляров. Или Nissan Almera, который в 2014 году показал продажи в объеме 46225 экземпляров.

Несколько лет подряд Datsun в России держал очень высокий уровень продаж. Автор фотографии kua1102
Несколько лет подряд Datsun в России держал очень высокий уровень продаж. Автор фотографии kua1102

Но вот тезис «дилеры поднимают цены» не до конца верен. Завод-изготовитель спускает к официальному дилеру рекомендованную максимальную цену перепродажи, в которую входят затраты на производство конкретного экземпляра модели, логистические траты, «узнаваемость» марки, учёт брака на производстве, возможные гарантийные обращения и т.п. Считается, что всё это образует примерно 60-70% от итоговой стоимости автомобиля. А уже дальше в дело вступает официальный дилер, который в итоговую стоимость должен включить величину зарплаты своих сотрудников, производственные издержки и, вне всяких сомнений, ожидаемую доходность предприятия. Т.е. наценка составляет около 30%.

Когда я ходил осматривать кроссоверы Chery к местному дилеру, то Tiggo 7Pro продавался за 2,3 миллиона рублей. Никакой огромной наценки к той цене, что озвучивается в рекламном прайс-листе, нет. Но почему же всё-таки цены поднимаются? Переходим ко второму тезису.

Тезис №2: Валютный курс снизился, а цены не изменились

Большинство, по не понятной мне причине, воспринимает цену на автомобиль как сообщающийся сосуд с курсом. Если курс упал, то и цена на автомобиль моментально тоже должна упасть. Ради интереса, когда окажетесь в салоне своего автомобиля, посмотрите на датировку производства различных деталей. И увидите, что разлёт по ней может составлять до полугода. Поэтому автомобиль, приехавший сегодня к официальному дилеру, несёт в себе «ценовую память» последних нескольких месяцев. И если агрегаты этого автомобиля собирались при одних финансовых условиях (см. тезис №1 про итоговую стоимость автомобиля), то почему он вдруг должен подешеветь, если курс упал? Поэтому если сегодня курс снизился, то динамику изменения цен на автомобиль Вы увидите через несколько месяцев.

Тезис №3: В Китае стоимость автомобилей не увеличилась

При чём здесь стоимость автомобиля в Китае? Здесь мы плавно переходим к такому параметру как логистика. Причём не нужно это воспринимать в очень утрированном варианте «погрузил машину на автовоз в Китае и привёз в Россию». Для того, чтобы что-то привезли, автомобиль нужно собрать на заводе. А значит воедино слить множество различных компонент и агрегатов. Какие-то из них экспортировать из стран ЕС или вообще из США. И здесь мы сталкиваемся с международной логистикой. В которой дефицит чипов и много чего другого. Поэтому если раньше какая-то автомобильная компонента стоила условный евро, то сейчас – два. Ради интереса можете посмотреть на динамику стоимости стали. Особенно в промежутке конец февраля – начало марта 2022 года. Как в этих условиях стоимость производства автомобиля может быть неизменной?)

Но возвращаемся к логистике, которая из серии «погрузил в Китае, привёз в Россию». Не важно, что мы выберем, автовоз или доставку жд-транспортом, на итоговую стоимость будет влиять такой пикатный момент, как стоимость дизельного топлива. Даже внутри России стоимость бензина и дизельного топлива растёт [1]. Аналогичная ситуация и в Китае. Не буду утомлять Вас графиками (читатели в Дзене вообще не очень любят статистические выкладки, мол, тяжело читается), поэтому если интересно, откройте любую поисковую систему и в строке поиска наберите «дизельное топливо динамика цен в китае». Поэтому стоимость доставки автомобиля из пункта А в пункт Б (а также вся сопутствующая логистика на предыдущем этапе сборки) растёт вместе с ростом стоимости топлива. Поэтому сплошное лукавство в утверждении «В Китае стоимость автомобилей не увеличилась». Один лишь вопрос: «А Вы вообще интересовались динамикой стоимости автомобилей в Китае?». Т.е. параллельно я, надеюсь, озвучил свое видение и на Тезис №4 «Логистические операции не нарушены, товарообмену ничего не препятствует ни со стороны России, ни со стороны Китая».

Так почему китайские автомобили дорожают и так сильно?

В 2021 году кроссовер Chery Tiggo 4 был одним из самых дешёвых в своём сегменте. Автор фотографии kua1102
В 2021 году кроссовер Chery Tiggo 4 был одним из самых дешёвых в своём сегменте. Автор фотографии kua1102

На предыдущих итерациях мы с Вами обсудили, почему в принципе дорожают автомобили. Осталось лишь разобраться в «почему так сильно?». Почему кроссовер Chery Tiggo 4 несколько месяцев назад стоил около 1,2 миллиона рублей, а сейчас стоит от 1,7 миллионов? Неужели настолько выросла стоимость его производства? Нет. Вынужден снова вернуться к вопросу логистики.

Не могут китайские автопроизводители поставить столько автомобилей, сколько нужно для замещения возникающего дефицита. Поэтому на те поставки, что ведутся, выставляются заградительные цены. Потому как если Tiggo 4 начать продавать по «старой» цене, то его покупатели «выгребут» за пару дней и официальные дилеры будут грустно созерцать пустые шоурумы. Для предотвращения этого и выставляются избыточно высокие цены. Чтобы автомобили покупали только очень-очень этого хотящие покупатели. И на складе остаётся запас автомобилей и официальный дилер в накладе не остаётся, растягивая цепочку реализации товара на чуть больший срок.

Другие мои статьи

Обзор компактного кроссовера Chery Tiggo 4 в начальной комплектации Comfort

Итоги продаж китайских автомобилей в апреле 2022 года в России

С уважением, Юрий (kua1102)

Авто
5,66 млн интересуются