Найти тему
Сам себе энергетик

Изюмская излучина. Часть 1. «Выбить крымского хана с Изюмского шляха»

Практически всему населению бывшего СССР знакомо указание стрельцам, написанное Жоржем Милославским якобы со слов и.о. государя всея Руси Ивана Васильевича Бунши. Кто-то, возможно, даже знал, что же такое этот самый Изюмский шлях. Наверняка, есть знатоки, знающие, что в период Великой Отечественно войны в районе Изюма существовал Барвенковский плацдарм, который закончился окружением и разгромом советских войск, а также позже проводилась Изюм-Барвенковская операция. За что же такое внимание к небольшому (менее 50 тысяч населения) городу, стоящему на обоих берегах реки Северский Донец?

Начну, пожалуй, с географического объекта, вынесенного в название статьи – Изюмского шляха. Что это такое, где он находился, и почему он находился именно там?

В XV-м веке процесс распада Золотой Орды, запущенный в середине XIV-го века «Великой замятней» (апофеозом которой явилась Куликовская битва), значительно ускорился. Одно за одним становились независимыми ханства: Сибирское (1420 год), Узбекское (1428), Казанское (1438), Крымское (1441), Ногайская Орда (1440) и Казахское (1465). Огрызок Золотой Орды, известный как Большая Орда, с вышеуказанными сепаратистами, естественно, не дружил, наиболее ожесточённые войны велись между ним и Крымским ханством (1445, 1455-1456, 1474-1478, 1486, 1502 – последняя привела к уничтожению Большой Орды). В ходе этих войн стороны старались заручиться поддержкой сильных союзников: таким образом, Большая Орда заключила военный союз с Великим княжеством Литовским (1472) и Османской империей (1476), а Крымское ханство – как ни странно, с противниками Османской империи в Крыму – генуэзскими колониями и княжеством Феодоро, 1469 год (однако сила солому ломит – в 1475 Османская империя захватила и все генуэзские колонии и Феодоро, после чего турки стали оказывать очень большое влияние на Крымское ханство) и позднее – с Великим княжеством Московским, 1480 год. Таким образом, изначально Крымское ханство и Московское государство выступали союзниками, и данный союз сразу же показал свою ценность – в 1480 году Москва отбила последний поход Большой Орды под руководством хана Ахмата (стояние на Угре), к которому не пришли на помощь силы Великого княжества Литовского, занятые отражением крымского набега на Украину. В последующие годы союзники совместными усилиями успешно кошмарили и литовцев, и ордынцев. И наконец, в 1502 году Крымское ханство окончательно разгромило Большую Орду, а в 1503 году очередная русско-литовская война закончилась переходом под руку Москвы огромной территории Верховских и Северских княжеств, что фактически сделало Великое княжество Московское и Крымское ханство непосредственными соседями. На этом, как часто и бывает, союзнические отношения и закончились…

Границы восточно-европейских государств в начале XVI-го века, взято с сайта www.ostu.ru
Границы восточно-европейских государств в начале XVI-го века, взято с сайта www.ostu.ru

В 1507 году состоялся первое нападение крымских татар на территорию Московского государства, под Белёв и Козельск. Целью этого и абсолютного большинства последующих набегов, являлся банальный грабёж и добыча ясыря – людей на продажу. Следует отметить, что на это опасное дело (первый поход закончился поражением татар с полной утратой награбленного, и подобный исход набега был не в редкость), ханство толкали экономические причины – как уже описывалось, в 1475 году южное побережье Крыма было захвачено Османской империей, что лишило крымских татар доходов от разрешений и охрану торговли расположенных там торговых городов (что современным языком более точно называется рэкетом), а также торговлю с ними сельскохозяйственной продукцией.

Московское государство оборонялось от набегов крымских татар изначально так же, как и от их непосредственных предшественников – ордынцев, опираясь на рубеж крупной реки, Оки. На берегах её располагались значительные воинские контингенты, вперёд, в степь, на известные маршруты движения татарской конницы, высылалась сторожа, с целью перехвата подступающих крымских татар. Периодически московским войскам удавалось наносить крымчакам серьёзные поражения в степи, к наиболее известным из которых можно отнести отмеченные памятниками Шиворонь(1552) и Судбищи(1555).

Однако данная система хорошо работала, когда рубеж Ока – Угра фактически являлся южной границей государства, с небольшим количеством вынесенных в степь укреплённых городков, и плохо стала справляться со своими задачами после присоединения Верховских и особенно Северских земель. Для того, чтобы понять, почему так произошло, необходимо обратиться к географии.

Схема основных шляхов центральной и южной Руси, взято с сайта ru.wikipedia.org
Схема основных шляхов центральной и южной Руси, взято с сайта ru.wikipedia.org

Наиболее предпочтительным маршрутом движения конницы является открытая ровная местность, без крупных водных преград и лесных массивов (и особенно – их сочетания). Это связано с особенностями её тактики – большой подвижностью и предпочтению дистанционному ведению боя. К тому же открытая местность значительно удобнее для раннего обнаружения противника и последующего бегства от него – напоминаю, что в большинстве случаев перед крымско-татарской конницей не ставилась задача боевых действий.

Поэтому маршруты движения крымско-татарской конницы (шляхи, от средневерхненемецкого slag — след, колея, или сакмы, от тюркского sok– бить) ориентировались на водоразделы крупных рек. И тут российскому государству серьёзно не повезло — с угрожаемого южного направления находилась зона водоразделов трёх крупных европейских рек: Дона (представленного в регионе самим Доном и его притоками — Северским Донцом (с притоками Осколом и Айдаром), Быстрой Сосной и Красивой Мечой), Днепра (представлен притоками — Самарой, Ворсклой, Пслом, притоком Десны Сеймом) и Волги (представленной Окой с её притоками — Зушей, Жиздрой, Упой и Осётром), предоставляющая, в принципе, большое количество вариантов полностью или практически полностью сухопутных маршрутов.

Так, наиболее известной дорогой для набегов был Муравский шлях, который проходил по водоразделам: сначала Днепра и мелких рек, впадающих в Азовское море, далее — Днепра и Дона (Северского Донца), и в конце — Дона и Волги (Оки). В районе севернее Белгорода, у истоков Северского Донца (бассейн Дона), Псла (бассейн Днепра) и Донецкой Сеймицы (приток Сейма, бассейн Днепра) находился своеобразный перекрёсток степных дорог – Думчий курган, откуда можно было продолжать движение по собственно Муравскому шляху - к Туле и Рязани (на восток); по Бакаеву шляху - вдоль водораздела Псла и Сейма вглубь Северских земель (на запад); или по Пахнуцкому шляху – вдоль водораздела Сейма и Оки вглубь Верховских земель (на северо-запад). Кстати, к юго-западу от Думчего кургана, Муравский шлях проходил по полю, ставшему широко известному с 1943-го года – Прохоровскому.

Таким образом, крымские татары имели возможность нападать на весьма протяжённую границу Русского государства (от Днепра до среднего течения Оки), не преодолевая при этом никаких серьёзных водных преград, которые можно было бы обустроить в укреплённую линию.

Несмотря на свои очевидные достоинства, Муравский шлях имел как минимум два серьёзных недостатка. Во-первых, сам по себе, при отсутствии альтернативных маршрутов, он достаточно легко перехватывался в верховьях Ворсклы (где позднее и был организован один из участков Белгородской черты). Во-вторых, огибая Северский Донец и его притоки (Мжа), он очень сильно отклонялся к западу (где в своё время был сооружён участок следующей, Изюмской, черты. Соответственно, перед крымскими татарами стояла задача в нахождении более короткого и в тоже время не менее удобного пути.

Однако, для этого нужно было переправиться через сам Северский Донец. Сама по себе переправа татарской конницы через водное препятствие – дело достаточно обыденное, при набегах на Украину ей постоянно приходилось форсировать Днепр, при походах на Москву – Оку. Северский Донец в районе Изюма имеет ширину 40-60 метров, к тому же наличествуют несколько бродов. Большую неприятность для конницы представляет лес (особенно, если его инженерно подготовить), однако он-то как раз в районе Изюма имеет значительно меньшую протяжённость. Дело в том, что здесь река врезается в отрог Донецкого кряжа, в результате чего последовательно меняет направление своего течения: юго-восток-восток, северо-восток-восток, север, юго-восток, юг, юго-восток-восток, образуя излучину размерами примерно 6х3 километра. Самому кряжу город и обязан своим названием: Изюм - это измененное татарское слово «узюн», означающее «длинная вытянутая гора». Сама же гора сейчас называется Кременец и она доминирует как над излучиной, так и над левым (восточным) берегом реки, предоставляя возможность осмотреть его перед переправой. Переправившись же в районе Изюма, крымские татары могли, пройдя опять же по водоразделу, теперь Северского Донца и Оскола, в районе Старого Оскола вернуться на Муравский шлях, сократив свой путь на 70-80 км, или 2-3 дня пути.

Вид на изюмскую излучину из космоса, взято из Google Earth Pro
Вид на изюмскую излучину из космоса, взято из Google Earth Pro

Таким образом, Изюмский шлях удачно дополнял Муравский. Кроме этого, существовал и более восточный маршрут набегов – Кальмиусский шлях.

Каким же образом российское государство боролось с набегами? Как говорится, если нет гербовой бумаги, то рисуют на обычной. В виду отсутствия серьёзных естественных преград, пришлось создавать искусственные. Первая линия подобных преград – Большая засечная черта, протянулась от Брянских лесов, через Козельск и Тулу до Переяславля-Рязанского (современная Рязань). Она опиралась на границу лесостепи, в имевшихся лесах обустраивались засеки, на безлесных участках – частоколы, валы и рвы. Большая засечная черта обустраивалась в середине XVI-го века (закончена в 1566 году). Надо сказать, что первая же серьёзная проверка на прочность подтвердила недостаток всех оборонительных линий, начиная с Великой Китайской стены - противник при наличии столь серьёзного препятствия вынужден хорошо организовываться и концентрировать свои силы в одном месте, в то время как обороняющаяся сторона лишена такой возможности. В 1571 году поход крымского хана Девлет-Гирея закончился пожаром Москвы и большими человеческими потерями. Хан настолько был впечатлён успехом своего похода, что в следующем году пошёл на Москву с целью её полного подчинения, но был жестоко разбит под Молодями.

Большая засечная, взято с сайта ru.wikipedia.org
Большая засечная, взято с сайта ru.wikipedia.org

Так что, как видим, стрельцам было отчего взбунтоваться – Жорж Милославский отправил их в неведомую даль, гоняться в степи за противником, который только что (события фильма происходят осенью 1571 года) продемонстрировал свои силы прямо под стенами Москвы.

Надо сказать, что Иван Грозный сделал выводы из произошедшего, и всё в том же 1571 году указу в месте впадения реки Убли в реку Оскол был заложен Усть-Ублинский острожек — фактически была начато обустройство новой оборонительной линии, южнее точки водораздела Волги, Днепра и Дона (которая находится в районе небезызвестной станции Поныри). Однако дальнейшее развитие этой линии было продолжено уже при сыне Ивана, Фёдоре — помешало неблагополучное развитие событий в Ливонской войне. Острожек, упразднённый в 1586 году, в 1593 был основан в более удобном месте — при впадении р. Осколки в р. Оскол, сейчас это г. Старый Оскол. В 1596 году была основана Белгородская крепость, расположенная между Муравским и Изюмским шляхами. И снова дальнейшему обустройству оборонительной линии помешали — на этот раз начавшаяся Смута. Тем не менее, разросшееся население Российского государства активно осваивало земли южнее Большой засечной черты, представляя собой заманчивую цель для набегов. И после окончания Смоленской войны 1632-1634 гг., в 1635-1654 годах была построена Белгородская черта.

Белгородская черта, взято с сайта ru.wikipedia.org
Белгородская черта, взято с сайта ru.wikipedia.org

Она удачно перехватила основные шляхи:

Муравский — на участке Карпов-Болховец-Белгород (сейчас здесь находится музей «Белгородская черта — Муравский шлях»;

Изюмский — на участке Короча-Яблонов- Новый Оскол (и здесь разместился музей - город-крепость «Яблонов»).

Ну а концом Изюмского шляха стало основание в 1681 году города Изюма в составе Изюмской черты, который позволил взять под контроль переправы через Северский Донец в районе Изюмской излучины. А через сто лет, в 1783 году, приказало долго жить и само Крымское ханство...

Белгородская черта, взято с сайта ru.wikipedia.org
Белгородская черта, взято с сайта ru.wikipedia.org