ЦБ РФ на внеочередном заседании вновь резко снизил ключевую ставку с 14% до 11%. С 11 апреля регулятор опустил ставку почти что вдвое. Почему Центробанк так спешно смягчает свою денежно-кредитную политику? И что будет с экономикой дальше?
Два страха ЦБ
Судя по короткому релизу ЦБ, его беспокоят две вещи — стремительно замедляющаяся инфляция и падение спроса в экономике. Ослаблению инфляционного давления, отметил ЦБ, способствует быстрый рост рубля и заметное снижение инфляционных ожиданий населения и бизнеса. Годовая инфляция в апреле достигла 17,8%, однако, по оценке на 20 мая, замедлилась до 17,5%. 25 мая Росстат заявил, что в середине мая на недельном лаге и вовсе наблюдалась дефляция.
При этом ЦБ отдельно отметил, что продолжается приток средств на срочные рублевые депозиты, а кредитная активность остается низкой. Это значит, что ни население, ни бизнес не готовы тратить деньги, тем более заемные. При этом внешние условия для российской экономики остаются сложными, что также значительно ограничивает экономическую активность.
ЦБ также прямо заявил, что допускает возможность снижения ключевой ставки на ближайших заседаниях, первое из которых состоится уже 10 июня.
Борьба с рублем
Россия спешит остановить ралли рубля и готова ускорить снижение процентных ставок, поскольку власти рассматривают обвал валютного курса как экономическую угрозу, пишет Bloomberg.
Несмотря на масштабные санкции, введенные против России, рост экспорта и капитальные ограничения подорвали спрос на доллар и евро и привели к резкому росту валютных курсов до самого высокого уровня с 2018 года. Попытки ограничить рост рубля, в том числе, при помощи двух понижении ключевой ставки и ослабления контроля над движением капитала пока не помогли.
Но снижение ставки само по себе вряд ли остановит укрепление рубля, поскольку оно вызвано огромным положительным сальдо торгового баланса, говорят аналитики.
«Валюта в России больше не находится в свободном обращении, и обменный курс в основном отражает баланс экспортно-импортных потоков, главный из которых — продажи российских энергоносителей за рубеж, — сказал Кристиан Маджио, глава отдела портфельной стратегии TD Securities в Лондоне. — Возможно, что российские власти пойдут на смягчение некоторые капитальных ограничений».
Однако ЦБ пока ограничился лишь новым снижением ставки. Впрочем, валютный курс на Московской бирже начал быстро расти еще вечером 25 мая и к полудню 26 мая поднялся сразу на 5 рублей, с 56 до 61 рубля за доллар.
Полная неопределенность
Российская экономика уже четвертый месяц находится в состоянии сильной турбулентности, и прогнозы относительно ее будущего выглядят неопределенными. Вслед за потребительским ажиотажем платежеспособный спрос резко упал, инфляционный скачок стремительно сменился дефляцией. Рубль, рухнувший до отметки 120 рублей за доллар в начале марта, затем укрепился по отношению к доллару и евро почти что вдвое.
Российские власти пока что реагируют на весь этот хаос вполне консервативно. ЦБ манипулирует ставкой, правительство готовится к новому повышению социальных выплат.
Но это, скорее, какие-то ситуативные реакции, и не очень понятно, помогут ли они стабилизировать экономику. Эффект от снижения ставки ЦБ имеет инерционный характер, то есть проявляется не сразу. Но если потоки импорта хотя бы частично не восстановятся, товарные запасы в экономике будут распроданы, а западные санкции усилятся, в России может произойти новый скачок инфляции. И он может быть лишь подпитан увеличением социальных выплат.
Да и Минфин уже призвал аккуратнее подходить к индексации пенсий и пособий, потому что бюджету понадобятся деньги на восстановление «освобожденных» территорий и финансирование армии.
Трансформация по-русски
ЦБ рассуждает о необходимости трансформации экономики, но пока каких-то ее явных признаков не наблюдается. Бизнес не готов инвестировать в развитие и занимает выжидательную позицию, перекладывая рост издержек на потребителя и захватывая сегменты рынка, брошенные уходящими из России конкурентами-иностранцами.
Государство, похоже, пока что озабочено вещами, лежащими вне области прикладной экономики, и не готово идти на какие-то серьезные изменения бизнес-климата.
Российские власти, в том числе и президент Владимир Путин, утверждают, что экономика страны останется открытой. Но в среднесрочной перспективе бюджетно-финансовая модель, созданная за десятилетия в России под открытый рынок, для работы в новых условиях вряд ли годится. А альтернативы ей, которые неизбежно будут предлагаться по мере выявления все новых проблем, могут быть причудливыми и вовсе не факт, что приведут к удовлетворительному результату.
Спасибо, что дочитали до конца
Ставьте 👍 - это важно для нас
Не забудьте подписаться на канал