Многие находятся в поиске любимой работы. И кажется, что именно тогда, когда таковая найдётся, усталость снимет как рукой и каждый день будет лучезарным. Как бы не так. Усталость — вполне естественное явление для трудовой деятельности вне зависимости от того, является она любимой или нет. Но качество усталости может быть разным.
Виды усталости
Условно разделим их на два пункта: конструктивная и деструктивная.
Конструктивная усталость сравнима с удовольствием от хорошей тренировки: вроде бы получил нагрузку, но доволен собой. Деструктивная же предполагает состояние, в котором ощущаются апатия и слабость, нежелание возвращаться к деятельности. Второй вариант встречается чаще у тех, кто занимается не совсем любимой работой. Но даже при наличии симпатии к выбранной деятельности, он возможен.
Причины деструктивной усталости от любимой работы
1) Нарушение баланса «давать — брать».
Сил на работу не хватает тогда, когда нарушено это неизменное правило. Если вы получаете меньше, чем отдаёте, то чувствуете себя опустошённым. Банально: брать меньше денег за услуги, чем они реально стоят, — самоубийство. Игра в «спасателя» приводит к разрушению человека, через некоторое время сил трудиться не остаётся. В такой ситуации вы не получаете то, на что рассчитывали, и естественно, «кормите» себя меньше, чем планировали. Батарейка для дальнейшей работы должна наполняться зарядом полностью. Если есть постоянный недобор, то со временем она сядет окончательно. Почувствовали, что застряли в работе или устали от любимой деятельности? Проведите ревизию компетенций и экспертности, скорректируйте стоимость своих услуг, если нужно.
Существует и обратная ситуация, в которой вы берёте больше, чем отдаёте. Более редкий случай, но возможный. Если это происходит, то через некоторое время может появится чувство вины, которое регистрируется как некий дискомфорт, переплетённый с желанием приостановить деятельность на некоторое время. Это называют «синдромом самозванца», который мешает заниматься любимым делом. Но данный популярный термин не описывает весь спектр сложности ситуации.
2) Сбой уровня сложности задачи и уровня компетенции.
Когда уровень сложности высок, а компетенции не хватает — опускаются руки. Когда компетенция высокая, а уровень сложности низкий — становится скучно. Большого разрыва быть не должно. Сложность задачи и уровень компетенции должны совпадать. Для роста и прогресса стоит чуть-чуть поднимать уровень сложности задачи и повышать под него компетенцию. Если начать с компетенции, то высока вероятность создания «кривой инвестиции», которая никогда не окупится. Обучаемся мы под задачу.
Сложность задачи можно повышать разными способами:
⚪масштабирование дела;
⚪усложнение условий изначальной задачи;
⚪развитие дополнительных областей влияния (как это делают мульти-бизнесмены).
Делать это стоит очень внимательно. Усложнение задачи принесёт плоды тогда, когда предыдущий уровень будет приносить 80% результата при 20% усилий. К такому сочетанию можно прийти примерно через 9 месяцев активной и вовлечённой деятельности. (Есть индивидуальные поправки).
Для получения подлинного удовольствия требуется ставить следующую цель в деятельность, которая предполагает решение сложной когнитивной задачи. Если вы решаете постоянно одну и ту же задачу, мозг начинает деградировать, что приводит к угнетённому состоянию. Новая задача должна быть не слишком сложной, чтобы испугаться, и не слишком лёгкой, чтобы заскучать. Но определённо «на вырост».
3) Наличие внутреннего конфликта.
Психологическая усталость возникает, как правило, от «витания в облаках» и «мечтаний о небесных кренделях». На бытовом языке: вы занимаетесь чем-то одним, но внутри стенаете о том, что могли бы заниматься чем-то другим. Первый вопрос, который стоит себе задать, — а правда ли деятельность любимая?
Если да, то анализируем дальше по всем пунктам, которые описаны выше и ниже. Делаем чек-ап деятельности. Если всё окей — добро пожаловать в кабинет к психологу за устранением внутреннего конфликта. Суть его проста: есть часть психики, которая является достаточно зрелой для выполнения взрослой созидательной деятельности, а есть инфантильная, «маленькая» часть, которая хочет играться и получать удовольствие от более привычных, детских забав (пусть даже и во взрослой, искажённой форме). Мозг знает, что детский путь проще, и постоянно пытается «сдыбать» именно туда. Жить такая конструкция мешает жутко. Устраняется она легко и быстро.
4) Обманутый мозг.
Даже если вы заняты любимым делом, для мозга важны последствия в виде удовлетворённых потребностей. Мы сами не замечаем, как за выполнение проекта в срок, обещаем себе какие-то бонусы. Типа новой покупки, путешествия или улучшения условий профессиональной деятельности. Но мозг бдит каждую, даже самую незаметную мысль. В итоге, когда завершаем проект, мозг ждёт обещанные дары. Если обещание не сдержали, то мозг берёт за это высокую цену.
Грубо говоря, хотели купить себе новую кофточку после удачного завершения работы, а не купили. Мозг в обязательном порядке посредством гормонов «плохого настроения» начинает разрушать те стратегии деятельности, которые не привели к желаемому. Психика напрочь откажется повторять деятельность, которая не удовлетворяет потребность. Тем более если ситуация повторилась несколько раз. Будьте внимательны к обещаниям самому себе и желаниям глубинных структур психики.
5) Ложные ожидания.
Фантазии далеко не всегда совпадают с действительностью.
«Мои представления о работе психолога были иные. Когда сталкиваешься с реальностью — всегда больно. Но это дело, которое я люблю всем сердцем», — говорит основатель проекта Сергей Савинов.
Если придавило воздушным замком собственных иллюзий, когда наступили первые трудности в профессии, — это нормально. Стоит скорректировать представления о деятельности с поправками на реальность. А если ожидания кажутся оправданными, то нужно пересмотреть стратегии достижения цели. Так как вы можете иметь «кривые» представления о том, какими именно путями достигается желаемое в профессии.
6) Нарушение ритма деятельности.
Любимое дело, безусловно, увлекает. Но физиологию никто не отменял. В центральной нервной системе (ЦНС) есть свои ритмы, и их нужно учитывать. Режим труда и отдыха — важная составляющая жизни. Иногда в погоне за результатом нам кажется, что можно успеть больше, расходуя больше времени. Но это иллюзия. Психика заберёт своё.
После периода чрезмерных усилий настанет период компенсации, в ходе которого человек простаивает. В итоге выйдет средний результат, который был достижим посредством соблюдения ритма, но без травматического опыта перегрузки для ЦНС.
Более подробно о режиме труда и отдыха расскажем в нашей следующей статье.
7) Потеря смыслов. Отсутствие целей.
Если деятельность осуществляется бесцельно, то рано или поздно мозг откажется её выполнять, так как для психики результат и его последствия имеют огромное значение. Каким любимым дело не было бы, в отсутствии измеримого конечного или промежуточного результатов рано или поздно мозгу надоест это. Поэтому постановка цели или планирование сценария не просто жизненно важная необходимость, а один из залогов удовольствия от работы. Жизнь задыхается без цели.
Когда один из смыслов деятельности исчерпан, необходимо или менять деятельность, или искать новые смыслы более высокого уровня. Это поможет продолжать получать удовольствие от работы.
8) Обесценивание окружающих.
Когда человек подвержен шквалу критики и обесцениванию со стороны близких, даже самая любимая работа начнёт вызывать устойчивое отторжение. Здесь мы заложники биологии. То, что порицается значимой социальной группой, отрицается нашим мозгом. Для человека важно быть в общности. Это даёт безопасность и повышает выживаемость.
И тем не менее критика и обесценивание — не повод отказываться от любимого дела. Достаточно лишь осуществить психокоррекцию программ взаимоотношений с окружением, которые работают автономно, но поддаются перенастройке. Наши реакции всегда зависят от нас. Справляться с критикой можно достаточно легко. Заниматься любимым делом и сохранять отношения со значимыми людьми — это возможно.
С обесцениванием деятельности можно было столкнуться ещё в детстве. Порой взрослый невзначай может сказать, что ребёнок занимается фигнёй. И это ощущение будет сопровождать человека всю жизнь, в каждой выбираемой деятельности. Без работы с психологом здесь не обойтись.
9) Стыд и вина.
Случается, что ребёнок берёт слишком много ответственности за ожидания родителей, но выбирает тот вид профессиональной реализации, против которого они были. На этом фоне могут возникнуть чувства вины и стыда за то, что занимаешься не тем, чего от тебя ожидали. И получается ситуация, где ты вроде бы добился того, чтобы иметь любимую работу, но внутренняя тревога не покидает.
Жизнь в таком бессознательном перманентном напряжении в итоге сожрёт все силы и приведёт к истощению. В данном случае поможет перенастройка психики по всем необходимым уровням, начиная с убеждений и заканчивая матрицей поведения.
10) Неэкологичные убеждения, проблемы с представлением о себе.
Существуют бессознательные конструкции, которые незаметно влияют на нашу жизнь. Если среди них затерялось убеждение, которое конфронтирует с выбранной работой, то выполнять её будет психологически сложно. И как следствие, приведёт к деструктивной усталости.
Например, вы занимаетесь продажами и у вас это получается, а в семье говорили: «Все продажники — козлы». Вы, может быть, уже и забыли об этих возгласах членов семьи, но в психике это могло остаться и спрятаться. Естественно, что, занимаясь продажами, вы будете чувствовать себя время от времени некомфортно.
Представление о себе — это, грубо говоря, ваша самооценка. Если вы нашли любимое дело, но при этом чувствуете себя достаточно криворуким гражданином, который ни на что не способен, то, выполняя деятельность, вы машинально будет обесценивать сами себя, недорабатывать. И как следствие, терять результативность. На фоне невозможности достижения результата мозг откажется от деятельности, что станет выражаться в усталости.