"Зачем заставлять трудягу - первоклассника выводить одну и ту же букву сотни раз?! В наше время актуален навык десятипальцевой печати на клавиатуре!"
Знакомые вопли с "бескрайних просторов"? Так они раздавались и в "докомпьютерную эру", когда клавиатура могла быть только у печатной машинки.
Возражения физиологов о прямой связи развития мозга с развитием руки не принимались во внимание. Причём не только обывателями, а на уровне составителей программ. Возражения были, как будто, даже разумными:
- Но ведь речь идёт не обязательно о письме вручную? Просто о развитии мелкой моторики? Почему же не занять детей по интересам: кому ЛЕГО, кому - бисероплетение, кому - вышивку? Да ведь и рисование никто не отменял, а там чёткость движений - как в каллиграфии!
Как будто, всё верно. Вспомнится и рассказ Владимира Даля о том, как в дошкольном детстве няня-украинка научила его вышивать. Был уверен, что самый необходимый навык для будущей профессии хирурга - чёткость движений - приобрёл именно тогда.
Но... где мы возьмём для каждого такую увлечённую няню? Или руководителя кружка, или родителей, готовых заниматься с детьми... ну хотя бы игрой в бирюльки, требующей отточенных движений? А это ведь была такая народная "каллиграфия" для неграмотных:
Всё это - на любителя, а письмо - для всех. Самое доступное обучение не только грамоте, но и способности поставить цель - и достичь её. Между постановкой и достижением - пара дней, а то и часов? Так это - самое то, что нужно для семилетнего!
Давайте, вспомним, как это было.
"Подарок первокласснику" - коробка с сокровищами: тетрадки в косую линейку, букварь, чернильница, ручка - вставочка, пара карандашей и резинок, перочистка и стальные перья. Строго одного образца: перо-"звёздочка" №11.
Почему такое "тоталитарное" единообразие? Это мы начинали понимать очень скоро: только таким пером и получаются линии разной толщины, в зависимости от нажима.
И весь первый класс - оттачивание навыков проводить линию "с нажимом" - на выдохе, "волосяную" - на вдохе. Писали в такт дыханию! А для этого и ручку надо держать строго определённым образом: чтобы указательный палец нажимал сверху на основание, металлическое или, как на фотографии, эбонитовое.
Освоишь эту премудрость - можешь собой гордиться. Без преувеличения - хотя бы "четвёрка" за почерк была первым серьёзным достижением. "Пятёрка" - рекордом.
(Хотя первым "рекордом" было разрешение писать чернилами. Первые четыре месяца - только карандаш. И наконец кому-то одному, лучшему, торжественно вручались перо и чернильница. Остальные - равняйтесь!)
Вот страницы из моей тетради, 1967/68 учебный год. Первый класс, апрель:
И даже в голову не приходило спрашивать, почему "тройка". Ошибок нет? Не хватало ещё, чтобы они были! Но это - не почерк. Трудись дальше. "Иметь некрасивый почерк - НЕВЕЖЛИВО".
Ещё месяц трудов - и первые "четвёрки"! До "пятёрок", признаюсь, так и не дотянула.
Вот с чего придётся начинать, если хотим "вернуть советскую школу", и ждём советских результатов. А ... каких, собственно, результатов?
Об этом порассуждаем вместе. Смешно ведь мне преподносить себя как образец: я - обычный продукт ТОЙ школы. Среднестатический.
Но когда здесь, на Дзене, читатели говорят, что ценят мои тексты за стопроцентную оригинальность - есть, о чём призадуматься. Навык письма тянул за собой навык устной речи, формировал ассоциативные связи, и как результат - сочинения и письма без черновиков. Понимание того, ЧТО именно хочешь сказать - и умение уложить мысли в заданный объём. Просто?
Когда этому учили, никуда не спеша, казалось, что просто, поскольку доступно всем. Но когда программы начали меняться каждый год...
Преподаватели ВУЗов хватаются за голову от уровня абитуриентов - и первые два курса превращают, фактически, в курсы выравнивания.
А как "у них"?
В Корее конкурсы проводятся среди взрослых. Победители возводятся в ранг художников.
А ведь речь идёт о высокотехнологических обществах. Зачем, казалось бы, их детям столь "устаревшие" знания и навыки?
Да просто поняли, насколько нужны люди, мыслящие НЕ по заданному шаблону. Умеющие создавать новое. Оказывается, для этого нужна не ранняя специализация, а - энциклопедическое образование, с опорой на многовековые традиции обучения.
В основе которых - старое доброе искусство "надписи, приятной для глаз".