Найти в Дзене
Максим Боев

Дробление бизнеса.

Оглавление

Почти все статьи начинаю с напоминания главных задача бизнеса, эта заметка не будет исключением! Итак, любой предприниматель стремится:

  • увеличивать прибыль;
  • сокращать расходы.
По первому пункту к юристам лучше не обращаться (кроме меня), подробнее остановимся на одном из способов сократить расходы.

Основные расходы бизнеса — зарплата и налоги.

Платежи в бюджет являются одной из основных статей расходов, поэтому любой предприниматель старается уменьшить налоговую нагрузку
(для упрощения, к налогам будем относить в т.ч. страховые взносы).

Снижение размера обязательных платежей достигается применением:

  • налоговых режимов с более низкими ставками;
  • налоговых льгот (например, для малого и среднего бизнеса).

Федеральная налоговая служба (ФНС) имеет противоположные интересы:

  • своевременное и полное поступления налогов в бюджет;
  • выявление и пресечение нарушений законодательства о налогах.

Таким образом, с одной стороны — предприниматель, желающий снизить всеми доступными способами бюджетные платежи, с другой — ФНС, имеющая властные полномочия выявлять и пресекать неправомерные действия налогоплательщиков.

Налицо конфликт, который благодаря обширной судебной практике позволяет сформулировать определённые правила и принципы "экологичной" налоговой оптимизации.

В Налоговом кодексе понятия "дробление бизнеса" нет. Также как и нет понятия "необоснованная налоговая выгода".

Но именно через доказывание этих двух категорий ФНС выходит на нарушителей Налогового кодекса и привлекает их к ответственности, обязывая доплатить суммы, которые не поступили в бюджет.

Выявление и привлечение к ответственности происходит в результате налоговых проверок (в основном, выездных), о которых будет подробнее рассказано в следующих заметках.

Зачастую дробление бизнеса является средством получения необоснованной налоговой выгоды, то есть эти 2 явления взаимосвязаны.

Необоснованная налоговая выгода — это когда налогоплательщик заплатил меньше налогов, чем должен был. То есть, бюджет недополучил определённую сумму денег, которая осталась у налогоплательщика.

Существенным в этом случае является критерий необоснованности — использование незаконных или сомнительных способов, целью которых является неуплата (неполная уплата) налогов. Именно необоснованность полученной выгоды доказывает ФНС в ходе налоговых проверок, что даёт основание доначислить и взыскать недополученные бюджетом деньги.

Если компания может обосновать налоговую выгоду экономическими, организационными и иными факторами, её действия законны.

Способов получить налоговую выгоду множество, в том числе:

  • дробление бизнеса (ДБ);
  • создание условий, при которых можно воспользоваться пониженной ставкой, льготой или иным образом освободиться от налогообложения.

ДБ не является правонарушением и обозначает процесс, в результате которого хозяйственная деятельность 1 компании разделяется (дробится) на составные направления. Под каждое из таких направлений оформляются самостоятельные фирмы, взаимодействующие и объединённые экономической целью.

Например, компания "Народный вагон" производит и продаёт автомобили. Можно всю её деятельность юридически оформить на 1 фирму, в которой будет работать 1000 человек, при этом платить в бюджет надо будет НДС - до 20%, налог на прибыль - 20%, налог на имущество - до 2,2%, НДФЛ - 13 % и страховые взносы - 30%. Может показаться, что объединить все направления под крышей 1 компании — это удобно. Но при более детальном изучении такое решение несёт и множество рисков, и вполне просчитываемые расходы. Поэтому мы раскладываем производственный процесс "Народного вагона" на составляющие и выделяем основные направления — производство автомобилей и их продажу. Чтобы обеспечить эффективное функционирование обоих процессов нужны административные и прочие ресурсы, которые передаются управляющей компании (Ф1) на УСН 6% (переводим в неё менеджмент, бухгалтерию, юристов, экономистов и прочий обслуживающий персонал). Непосредственно производством занимается другая фирма (Ф2), все управленческие функции которой исполняет Ф1. Продажами занимается Ф3 (переводим в неё отдел продаж, маркетологов и т.п.), которая покупает продукцию у Ф2 и обеспечивает её дальнейший сбыт, управленческую деятельность Ф3 также обеспечивает Ф1. Поскольку Ф3 занимается перепродажей, оформляем её на УСН 15%. Таким образом, из 1 компании с массой бюджетных обязательств, мы создаём структуру из 3 компаний, каждая из которых выполняет конкретный функционал в рамках единой экономической цели. При этом, за счёт применения специальных налоговых режимов объём налоговой нагрузки значительно сократится (получаем налоговую выгоду). В общих чертах ДБ выглядит так. Эта схема только для того, чтобы продемонстрировать суть оптимизации, в дальнейшем она может изменяться (какие-то процессы оформляются на ИП либо отдаются на аутсорс) и дополняться (вводятся дополнительные структуры, например в случае с автопроизводителем это может быть банк, страховая компания, ремонтные и сервисные подразделения и т.п).

В реальности всё получается не так гладко: соблазн увлечься экономией слишком велик. Поэтому часто разделение бизнес-процессов носит формальный характер, где главная цель — максимально снизить налоги любыми доступными путями. При этом, внутренние процессы остаются такими же, либо их изменения носят формальный характер.

Признаки незаконного дробления.

Массив судебной практики по оспариванию результатов налоговых проверок, в рамках которых ФНС установила формальный характер ДБ и получение необоснованной налоговой выгоды, позволяет выделить следующие признаки незаконных схем дробления:

  • наличие единого контролирующего лица;
  • дробление единого процесса;
  • отсутствие самостоятельности у подконтрольных лиц;
  • использование общих ресурсов (сотрудников, основных средств, нематериальных активов) и наличие общих контрагентов;
  • формальное распределение ресурсов или их безвозмездное предоставление.
Чем больше признаков установит и докажет ФНС, тем больше вероятность доначисления налогов и штрафных санкций. Какого-то 1 или даже нескольких из этих признаков может быть недостаточно для утверждения о получении необоснованной налоговой выгоды. Значение имеет совокупность факторов и их взаимосвязь.

Наиболее существенным признаком неправомерного дробления является отсутствие самостоятельности у подконтрольных лиц. Другие признаки вытекают из отсутствия экономической независимости.

Самостоятельность должна выражаться в том, что каждая фирма, входящая в группу компаний, осуществляет все свойственные независимой организации действия, в том числе:

  • продвигает свои товары и услуги;
  • вступает в сделки с иными компаниями;
  • имеет свой обособленный штат, имущество.

Таким образом, во избежание обвинений в незаконном ДБ и получении необоснованной налоговой выгоды с последующим привлечением к ответственности (вплоть до уголовной) необходимо обеспечить реальную экономическую самостоятельность каждой из компаний, входящих в бизнес-структуру.

Изменение бизнес-структуры является исключительным правом хозяйствующего субъекта. Поэтому ДБ не является правонарушением. Если исключить признаки незаконного дробления, деятельность будет правомерной, а любые претензии ФНС можно успешно оспорить.

Планирование и разработку структуры группы компаний и иных способов налоговой оптимизации следует проводить при участии юристов, финансистов и бухгалтеров.

В следующих статьях рассмотрим отдельные способы налоговой оптимизации, порядок проведения налоговых проверок и эффективные способы их обжалования и оспаривания.

#юрист #адвокат #право #консультация #юридическаяконсультация #ищуюриста #найтиюриста #ищуадвоката #право #закон #консультацияюриста #юридическиеуслуги #юристонлайн #lawyer #юридическиеуслуги #юридическаяпомощь #налоговаяпроверка #проверка #налоговыйюрист #бизнесконсалтинг #оптимизацияналогов