Найти тему
странные размышления

Франц Кафка «Сон» Сон о смерти

Франц Кафка «Сон»… Это произведение не относится к самым знаменитым произведениям Франца Кафки. И оно простое для понимания, не думаю, что его можно понимать как-либо иначе тому, как его понимаю я. Также не думаю, что нужно какое-либо дополнительное толкование, чтобы понять это произведение. Все смыслы в нём достаточно очевидны.

Я делаю обзор его потому, что то, что происходит здесь с К., повторяется с героями Франца Кафки постоянно в разных произведениях. В первую очередь в Превращении и в Приговоре. Но в больших и более сложных произведениях гораздо тяжелее понять, какой же принцип руководит героями. Что заставляет одного прыгать с моста, а другого уйти строго тогда, когда он понимает, что он невыносим для своих родных?! А в этом произведении этот принцип очевиден и даже более – он выпячен на поверхность!

Итак, Сон:

«Йозефу К. приснился сон.
Был отличный день, и ему захотелось погулять. Но он и двух шагов не прошёл, как сразу же очутился на кладбище. По всей территории кладбища зигзагами разбегались дорожки, искусно проложенные, но несообразно извилистые. Однако, став на одну из них, К. уверенно и легко заскользил вперёд, словно подхваченный стремительным течением»

К. увидел свежий могильный холм, который словно манил его к себе. К. не терпелось поскорее добраться к холму.

«как вдруг он обнаружил тот самый холм совсем рядом, у дорожки, чуть ли не позади себя. Он поспешил прыгнуть в траву, но, едва нога его оттолкнулась от убегающей вперёд дорожки, потерял равновесие и упал на колени у самого холма»
Франц Кафка Сон
Франц Кафка Сон

Дорожка сама привела его к могильному холму. За холмом стоят двое, держа в руках могильную плиту. Тут появляется третий – это художник. Художник начинает карандашом вырезать на камне золотые буквы: «Здесь покоится…»

«Начертав эти два слова, художник оглянулся на К., но тот жадно следил за возникающей надписью; он и думать забыл о художнике и не спускал глаз с плиты. И в самом деле, художник опять принялся за работу, но она у него не ладилась, что-то ему мешало; опустив карандаш, он снова обернулся на К. Тут и К. наконец посмотрел на художника, увидел, что чем-то он очень смущен, но не понимал чем. Куда девалась его прежняя живость! Это, в свою очередь, смутило К. Так они и стояли, беспомощно глядя друг на друга. Казалось, между ними возникло досадное недоразумение, которое ни тот, ни другой не в силах разрешить. А тут еще некстати на кладбищенской часовне зазвонил небольшой колокол; художник замахал рукой, и он умолк. Но немного погодя снова зазвонил, правда, потише и не так призывно, а словно пробуя голос. Незадача художника так огорчила К., что он безутешно зарыдал и долго всхлипывал, закрыв лицо руками»

Ну что же ты, К.! Ведь всё же готово! Могила выкопана, колокол звонит, художник готов написать твоё имя на могильной плите! Ложись в могилу!

Ах, ты жив еще?!

«Неуверенно вывел он на камне слепую, но зато непомерно большую букву. Это было «И» - оставалось лишь его закончить. Но тут художник в бешенстве ткнул ногой в могильную насыпь, земля брызнула комьями во все стороны. И К. наконец понял; но приносить извинения было уже поздно; всеми десятью пальцами врылся он в землю, благо она легко поддавалась; кто-то, должно быть, заранее обо всём подумал; холм был насыпан лишь для виду; под тонким слоем земли зияла большая яма с отвесными стенками, и, повернутый на спину каким-то ласковым течением, К. послушно в неё погрузился. Когда же его поглотила непроглядная тьма и только голова ещё тянулась вверх на судорожно поднятой шее, по камню уже стремительно бежало его имя, украшенное жирными росчерками. Восхищенный этим зрелищем К., проснулся»

Нет, К.! Ты мёртв уже! Ты сам себя отдал смерти!

Никто не убивает К., никто не заставляет его прыгнуть в могилу и даже не толкает его туда. Обстоятельства приводят его к могиле, всё готово для похорон, но он-то жив! Какая ему разница, что всё готово?! Он-то жив! Но К. полностью подвластен обстоятельствам, он не сопротивляется, не возражает и даже не опечален. И именно этот принцип «несопротивляемости» - это тот самый принцип, который приводит многих героев Кафки к их трагедиям. Нет никакой другой причины для трагедий героев Кафки кроме этой внутренней покорности. Как и в этом произведении: нет никакой причины для смерти К. кроме того, что он позволяет себе упасть в могилу и не пытается выбраться из неё.

Человек-щепка в потоке воды, человек-пёрышко, несомое ветром…

Согласны или не согласны? Пишите в комментариях! Обсудим!

И не забывайте подписываться на канал, продолжение следует!

Следующее произведение, которое я разберу подробно - это "Шакалы и арабы". Подробный разбор здесь.