Они были дураки или авантюристы? -вот в чем вопрос (в западной прессе).
Продолжим наш цикл про "Кембриджскую пятерку" - высокопоставленных англичан, работавших на советскую разведку.
И сегодня самый щекотливый момент... ПОЧЕМУ они (антифашисты изначально) продолжили шпионить на Сталина после чисток 37-38 гг. и после пакта Молотова-Риббентропа? Когда все "приличные люди" на западе вдруг прозрели и перестали смотреть на СССР сквозь розовые очки.
"Чем больше я изучал этих людей, тем больше чувствовал, что идеологическое рвение просто не может объяснить годы их успешого и трагического двуличия. Должна быть другая мотивация, кроме мечты о коммунизме - особенно после разрушительного шока от наци-советского пакта 1939 года. Когда Гитлер и Сталин стали союзниками, только извращенная логика могла настаивать на том, что единственным подлинным врагом нацизма была Советская Россия" - Уильям Бойд
Привожу вам, дорогие друзья, этот дистиллированный образчик пропаганды... Уильяма Бойда можно понять - в конце концов, ему за тексты деньги платят. Но к сожалению, и у нас частенько встречается подобное мнение... что очень печально.
Мы оставили наших героев в момент, когда люди, завербовавшие "пятерку" тихо сошли со сцены, оставив своих подопечных одних.
Тяжелее всего пришлось Киму Филби, который, как вы помните, тянул лямку военного корреспондента в Испании времен Гражданской войны
- но не на стороне республиканцев, где лежала его душа. А на стороне фалангистов, где его удерживал долг. И дело даже не в том, что Филби едва не погиб (от советского снаряда кстати), не в том, что в условиях военного времени его в любой момент могли расстрелять за шпионаж... просто представьте: ты поддерживаешь одно (коммунизм), страстно ненавидишь другое (нацизм) - и видишь, своими глазами, вблизи - как это другое неуклонно ПОБЕЖДАЕТ.
Филби своими глазами видел, как нацизм победил в Германии. Как он победил в Австрии. Видел, как нацизму скормили Чехословакию.
Видел - и это было самое страшное, что происходило в Испании. А что там происходило? А то, что Франция и Англия умыли руки. Вернее,они даже помогли Франко, Гитлеру и Муссолини - испанские деньги были заморожены в западных банках, и республиканское правительство НЕ МОГЛО купить на них оружие. А вот для Франко оружие поставлялось без проблем. Видел Филби и то, что от международного левого движения в боевой обстановке реальной пользы оказалось мало. Они (троцкисты и анархисты) не могли победить в силу своей разобщенности. Ладонь не могла быть сильнее кулака. Студенты-добровольцы со всего мира не могли одолеть настоящую армию. И самое пугающее - советские силы, впервые схлестнувшись с нацистами на испанской земле, тоже проигрывали. Это действительно был тревожный звоночек. Даже скорее колокол - как писал Хемингуэй.
Свое 27-летие Ким отметил как первый корреспондент, вошедший (вместе с войсками Франко) в Барселону, павшую цитадель республиканцев. При этом он был совершенно несчастен.
-Передайте ему, что мне больно видеть его в такой компании!- бросил знакомый Киму журналист, с которым они вместе боролись с фашистами в Вене. Филби не мог ничего ответить.
Испания выковала характер Кима. Он стал более дисциплинированным, более жестким. И более фанатичным - тем опаснее, что спряталось это очень глубоко и под совсем иную оболочку.
"Лишь летом 1939 года я понял, какие в нем произошли перемены. Дело было не в том, что он пополнел. Он, казалось, отверг весь свой былой аскетизм и идеализм, которым я когда-то восхищался без особого желания подражать. Теперь мы вели разговоры об увеселительных заведениях в Испании, о выпивке, об изумительной морской пище. Ким не давал мне повода предположить, что он ярый приверженец националистов:он вообще избегал идеологических суждений. Теперь, с опозданием, я могу предположить, что это была секретная операция, но мне думается, что и в самом характере Кима произошли вполне реальные перемены. Он стал более циничным, более мудрым, больше интересовался материальными благами, стал более общительным"- Тим Милн
Таким образом лето 1939 выдалось морально тяжелым для кембриджцев. Но они еще не понимали - насколько тяжелым.
Гитлер до сих пор получал все, что он хотел. И единственным вопросом после Испании было - чего он захочет следующим. Польшу? Или?
Тем временем Берджесс и Блант решили насладиться отпуском в Италии (видимо, подозревая, что скоро ни отпуска, ни Италии еще долго не будет видно).
В августе 1939 мы с Гаем поехали на машине через Францию с намерением проехать по всей Италии. Но едва мы добрались до Прованса, Гай получил телеграмму от Гранда (главы отдела Д Секретной службы), который вызывал его в Лондон. Мы бросились домой на огромной скорости, по дороге купили газету и прочитали о Пакте. Это был чудовищный шок для нас обоих. Чистки нелегко было принять, но Пакт - еще сложнее...".- Энтони Блант
Но Берджесс, кажется, мог это сделать.
"Я не подозревал, что Гай способен думать так быстро. В качестве главного оправдания - которое в итоге и оказалось правильным, он высказал мнение, что это тактический маневр, чтобы русские могли перевооружиться перед неминуемым нападением Германии".
Более того...Гай некоторым образом чувствовал свою вину за это событие. Всего за несколько месяцев до Пакта, в момент, когда Британия вела с Советским Союзом переговоры о союзе, Гай, передавая информацию советской разведке, дал понять - никакого договора не будет. У Великобритании нет намерения заключать договор с СССР. У английской делегации даже не было таких полномочий. Их единственной целью было -тянуть время.
"Во всех правительственных департаментах и во всех разговорах с теми,кто видел документы о переговорах, высказывается мнение, что мы никогда не думали заключать серьезный военный пакт. Канцелярия премьер-министра открыто заявляет,что они смогут уйти от русского пакта"-Гай Берджесс в донесении советской разведке
И тут встает вопрос... если СССР не стоит ждать поддержки от Великобритании и Франции, то что дальше? Испания уже показала, что бывает со страной, лишенной поддержки.
"Был ли Берджесс прав или нет, я не знаю. Но в то время он верил в это - и без сомнения, сообщил свое мнение русскому контакту. Если это было правдой, или если русские посчитали это правдой, это оказалось очень сильным аргументом в пользу переговоров с Гитлером" - Энтони Блант
Встретившись в Лондоне с Кимом, все трое решили, что...нет, Пакт Молотова-Риббентропа, пожалуй, ничего не изменил в их поддержке СССР.
Касаемо чисток. Думаю, с этим было сложнее.
По уверждению Бланта, Филби говорил, что восхищается Малли - именно из-за его решения вернуться в СССР, несмотря на угрозу расстрела.
Когда много лет спустя журналист Филипп Найтли задал Киму этот вопрос. Тот ответил, что жребий, брошенный много раньше и отсутствие реальной альтернативы - не давали ему примерить белое пальто разочаровавшегося.
"Так или иначе, когда мне стало ясно, что сталинская политика ведет СССР по неправильной дороге, возможность выбора у меня была крайне ограничена. Первое. Я мог вообще забросить политику. Но я понимал, что практически это было невозможно. Второе- я мог перейти в другой политический лагерь. Но куда? Меня тогда совершенно не привлекала политика Болдуина-Чемберлена. Не привлекает она меня и сейчас. Третий возможный путь заключался в том,чтобы перетерпеть все, сохраняя в себе веру в то, что принципы выше заблуждений отдельных личностей, во многом страшных заблуждений.
Грэм Грин в своей книге описывает сцену, в которой героиня спрашивает главного героя,является ли его лидер лучше других? конечно нет,- отвечает он, -но я люблю людей, которых он ведет за собой"
Продолжение тут