Найти в Дзене
СМК для чайников

18. Увязка целей в области качества - Организация/Подразделения (ГОСТ РВ 0015-002-2020)

Оглавление канала

В данной статье мы поговорим о принципах постановки целей в области качества в соответствии с требованиями ГОСТ РВ 0015-002-2020.

DISCLAIMER. Данную статью пишу по результатам самостоятельного осмысления требований ГОСТ РВ 0015-002-2020, поскольку внятных примеров в Сети не нашел, когда проводил эту работу у себя на заводе перед сертификацией по требованиям нового военного ГОСТа. Я планирую переход нашего предприятия на ту систему, о которой я расскажу ниже. Поэтому дискуссия только приветствуется!

Предыдущие статьи про политику и цели Организации, и про памятку о формулировании целей в области качества подразделений в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001-2015 не потеряли актуальности, просто здесь я хочу рассмотреть дополнительные требования к постановке целей, которые пришли в ГОСТ РВ 0015-002-2020.

Итак, поскольку структура ГОСТ Р ИСО 9001-2015 и ГОСТ РВ 0015-002-2020 наконец-то гармонизирована, то мы будем говорить про раздел 6.2 стандартов. И в дальнейшем под словом "Стандарт" я буду подразумевать только ГОСТ РВ 0015-002-2020, поскольку требования 9001-2015 в него напрямую интегрированы "как есть".

Первое изменение - это то, что цели в области качества (не важно, подразделений или Организации - в Стандарте нет разделения) должны быть утверждены руководителем Организации (п. 6.2.3). Таким образом, по сути, руководитель Организации становится ответственным за адекватность постановки целей подразделений, по крайне мере, он будет в курсе того, что там подразделения себе напланировали.

Кроме того, требование о планировании мер по достижению целей в области качества никуда не делось. Поэтому при разработке целей в области качества должны быть предусмотрены мероприятия по их достижению, а также, что немаловажно, ресурсы, необходимые для их достижения.

А как же обеспечить связность целей в области качества подразделений с целями в области качества Организации?

Второе, и самое интересное в формулировке Стандарта - это п.1 Примечаний к п. 6.2.3 Стандарта - я процитирую его полностью:

Цели в области качества следует представлять в виде иерархической структуры. Стратегические цели, относящиеся ко всей организации, по решению руководителя организации могут быть детализированы до уровня процессов, отдельных подразделений (служб) организации или должностных лиц.

И вот этот подход я долго не мог понять, много думал, как это можно сделать.

Знаете, когда вроде все понятно, но вот не видишь, как это должно быть на выходе.

И именно примеров такого подхода я нигде толком не нашел, может быть, не там искал, тем не менее, по прошествии времени, данного мне на осмысление, я расскажу как сейчас вижу это сам.

Механизм я вижу следующий.

Поскольку в соответствии с п. 5.3.2 Стандарта в Организации должен быть Представитель руководства по СМК, а в соответствии с п. 5.3.8 Стандарта в Организации следует создать коллегиальный орган для решения вопросов по СМК, то вот им и работа - формулирование целей Организации в области качества.

Это должны быть 3-5 целей, которые отвечают требованиям п. 6.2.1 ГОСТ Р ИСО 9001-2015, про которые мы говорили тут, а также, дополнительно, требованиям п. 6.2.4 Стандарта (что по сути просто "разжевывает" требования ГОСТ Р ИСО 9001-2015), т.е. быть:

  • конкретными, по возможности, содержать измеримый результат;
  • измеримыми, а когда это невозможно, оцениваться качественными показателями;
  • достижимыми.

Цели в области качества Организации, выработанные столь высокими умами должны быть утверждены Руководителем Организации. Любым способом - приказом или подписью в протоколе заседания коллегиального органа - не важно.

Эти цели Организации должны передаваться в подразделения Организации для того, чтобы каждое подразделение могло сформировать свои цели, направленные на реализацию Целей Организации. Таким образом обеспечивается связность целей Организации с целями подразделений - подразделения просто находятся в управляемых рамках. Впрочем, это не должно мешать им ставить свои цели "сверх плана". Если они того пожелают, конечно.

Зачастую цели Организации оторваны от целей подразделений: из-за не вовлеченности в процессы управления СМК, подразделения даже не представляют себе, что там планирует начальство в области СМК.
А, положа руку на сердце, и начальство не всегда представляет себе, что там планирует для Организации отдел по СМК. Потому что руководству организации пофигу, а с отдела по СМК спросят за прохождение сертификации - вот СМК-шники и крутятся как могут.

Нужно вовлекать руководство Организации в управление СМК - и тогда - БАЦ! Мы и получим согласованную иерархическую структуру целей, которая, как мне видится, может выглядеть как-то так:

Иерархическая карта целей в области качества
Иерархическая карта целей в области качества

Данный расклад перед утверждением руководителем Организации также должен быть проанализирован на совещании коллегиального органа по качеству, в него могут вноситься правки, к нему могут быть замечания и т.д.

А после утверждения иерархической карты целей, она должна быть спущена в структурные подразделения к исполнению, и вот уже на ее основе каждое подразделение сможет сформулировать свои цели в области качества, просто выписав те позиции, где оно является ответственным в итоге.

Это, при наличии сводной карты целей, не является обязательным - требования нет, но может понадобиться подразделениям для компактного понимания своих целей.

При этом цели подразделений могут быть оформлены как-то так:

Цели в области качества структурного подразделения
Цели в области качества структурного подразделения

Вот как-то так мне видится реализация требований ГОСТ РВ 0015-002-2020 в области постановки и увязки целей в области качества.

Как обычно, уважаемых читателей приглашаю к дискуссии. Пожалуйста, соблюдайте правила данного блога )))